Трансформация народного миропонимания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
В произведении «Рождественская сказка» раскрывается роль правды сквозь призму религиозных проповедей. В этой сказке берется истина, но в искаженном общественном видении. Нельзя не отметить, что в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина — две правды: одна — «настоящая» правда, которая уже «оскомину набила», правда окружающего мира. Есть и другая правда — правда-мечта, которая недоступна для простого… Читать ещё >
Трансформация народного миропонимания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев. Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности, к этому герою обращается и М.Е. СалтыковаЩедрин. Только его герой попадает в общество, в котором высокие человеческие достоинства признаются ненормальными, опасными и подвергаются жестокому гонению. Финал сказки Салтыкова-Щедрина не похож на финал народной сказки: чудо не происходит.
Художественный мир сказки «Богатырь» противоречит народной традиции: образ героя-воина, «храброго мужа» превращается в анти — идеал. Нарушая фольклорные традиции, богатырь приходится сыном «бабы-яги» и выступает как злой идол, представитель языческого мира. Беспробудный сон богатыря равносилен смерти. Мотив смерти у Щедрина вызван ощущением исчерпанности родового идеального образа.
В произведении «Рождественская сказка» раскрывается роль правды сквозь призму религиозных проповедей. В этой сказке берется истина, но в искаженном общественном видении. Нельзя не отметить, что в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина — две правды: одна — «настоящая» правда, которая уже «оскомину набила», правда окружающего мира. Есть и другая правда — правда-мечта, которая недоступна для простого смертного. Своя правда героя сказок еще не устойчивая, поскольку «никто не может настоящим образом определить, куда и зачем он идет…"29 (в сказке «Ворончелобитчик»).
В сказках правдоискательство неразрывно связано с темой совести, в народных представлениях совесть — это зеркало, отражающее, насколько сильно в человеческом сознании утвердились доброта, честность, ответственность. В сказках сатирика понимание совести снижается или извращается, так например, в произведении «Пропала совесть» резко совесть исчезает в народе и неожиданно попадает к Самуилу Давидовичу, который все-таки находит выход из создавшегося положения. Герой"приладил" совесть к своей обычной жизни — «все на свете продается и покупается». Так образом, путем внешнего пожертвования, внешнего, а не внутреннего раскаяния он «купил и свою совесть», чтобы в дальнейшем вести обычный образ жизни, теперь уже по своей совести, но вне совестного духовного бытия. В финале произведения всё же есть луч надежды, писатель рисует образ ребенка, в котором все же схоронилась совесть: «И будет маленькое дитя человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».
Народные сказки особо остро показывают устремления народа, его мечты, желания и надежды. В сказках можно встретить и дерзкую мечту об иной, светлой и справедливой жизни, и стремление отдаться очарованию яркого вымысла, забыв на миг неустроенную жизнь, и желание, хотя бы в фантазии, с нескрываемым наслаждением наказать барина, попа, купца. В фантастическом вымысле сказка воплощает все, что тревожило сердце и ум народа. Отличительной особенностью такого вымысла является глубокая народность.
В сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина трансформируется народное миропонимание: общество порочно, и истина отражается словно в кривом зеркале.
В сказках «Дурак», «Пропала совесть», «Христова ночь», «Рождественская сказка» и отрицается мораль правящих классов, где совесть превращается в «негодную ветошь», от которой нужно избавиться, а наличие «подлых» мыслей необходимо. для успешного приспособления к жизни, и каждый человек вынужден, в результате, «выбирать между дурачеством и подлостью» .