Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Разнообразие живых существ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная… Читать ещё >

Разнообразие живых существ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иерархия биологической систематики восьми основных таксономических рангов.

Жизнь подразделяется на домены, которые дальше разделены по группам. Промежуточные категории не показаны.

Таксономия живой природы

Организм — это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни. Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Всё это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира. Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: вирусы, протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу.

Рождемние — акт начала жизни. В природе рождением считается физиологический процесс появления живого существа из чрева матери (у млекопитающих и человека) или из яйца (урептилий, птиц, земноводных, членистоногих, большинства рыб и т. д.). В символическом смысле понятием рождение принято обозначать начало любого существования, реального или вымышленного, в том числе у неодушевлённых вещей: «рождение Вселенной», «рождение новой эпохи», «рождение шедевра», «Рождение трагедии из духа музыки» (работа Ф. Ницше), «рождение электронных пар» и пр. Рождение является важным понятием в некоторых философских и религиозных системах. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие. Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения. На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения. Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья — 10 октября.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фотои хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидрои хемотропизмы корней. Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения. Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектранаук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

Омбраз жимзни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и складамышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье. Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: «…экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется:

  • · характером собственности на средства производства
  • · политическими, экономическими, социальными отношениями
  • · ведущей идеологией и т. д.

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь. Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями. О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:

  • · организация рабочего и свободного времени
  • · занятия вне сферы труда
  • · устройство быта
  • · манеры поведения
  • · ценностные предпочтения, вкусы и др.

Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой. Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине. В биологии выделяют следующие уровни организации:

  • · Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
  • · Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.
  • · Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.
  • · Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют биологический вид.
  • · Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды. Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология. На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни. Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных. Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей).

Искусственная жизнь.

Искусственная жизнь — изучение жизни, живых систем и их эволюции при помощи созданных человеком моделей и устройств. Данная область науки изучает механизм процессов, присущих всем живым системам, невзирая на их природу. Хотя этот термин чаще всего применяется к компьютерному моделированию жизненных процессов, он также подходит и к жизни в пробирке (англ. wet alife), изучению искусственно созданных белков и других молекул. Для простоты эта статья описывает компьютерную жизнь.

Признаки жизни.

Признаки жизни — характеристики, по которым можно обнаружить наличие жизни у организма, на местности, на других планетах.

Марс в изображении художника после процесса терраформирования. Однозначного ответа о существовании жизни на Марсе в настоящее время наука дать не может, однако близость и сходство с Землёй дают предпосылки к поиску возможных форм жизни. Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым.

Жизнь после смерти Жизнь после смерти или загробная жизнь — ненаучное представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для различного вида религиозных мировоззрений. Представления о загробной жизни присутствуют в различных религиозных и философских учениях. Среди основных представлений:

  • · воскрешение мёртвых — люди будут воскрешены Богом после смерти;
  • · реинкарнация — душа человека возвращается в материальный мир в новых воплощениях;
  • · посмертное воздаяние — после смерти душа человека попадает в ад или рай в зависимости от земной жизни человека.

Бессмертие Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время.

Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе — и прежде всего — человека[24]. Под бессмертием в духовной форме в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (с кандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена, академика Вернадского В. И. и др.). Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога. Однако приведенная нами система описания лексического и философского значения слова «жизнь» в словарях не отражает все аспекты сложного концепта и их иерархической организации. К тому же «различный характер связи между разными значениями слова не может быть полностью выявлен. Когда значения даются в виде выстроенных в один ряд, как бы одинаково равноправных и самостоятельных единиц (Шмелев, 1973 год, 230).

Лексикосемантические варианты слова можно выделить лингвистически корректно, только опираясь на специфику его функционирования. Слово не может получить полной смысловой характеристики своей смысловой стороны без учета функционального момента (Звягинцев 1957 год, 233).

Анализ лексемы, за основу которого принято ее функционирование, проявляющееся в сочетаемости, позволяет получить более точную картину иерархического соотношения отдельных значений. «В языке, — писал Ф. де Сосюр, — все сводится к различиям, но также все сводится к сочетаниям» (Сосюр, 1977, 125).

В словаре сочетаемости слов русского языка дается более точная последовательная семантическая структура слова «жизнь», которая опирается на сочетаемостные характеристики лексико-семантических вариантов:

1. «Жизнь», значит «жить», «существовать», быть живым.

«Жизнь», значит «жить» без чего-либо: без воды, без пищи, без воздуха, без хлеба.

«Жизнь», значит жить как долго: жить не долго, не много, мало, сколько либо лет, сколько либо месяцев, сколько либо дней… Человек не может жить без воздуха.

2. Проводит свою «жизнь» в каком-либо месте, среди кого-либо; обитать.

Проводить свою «жизнь» — жить с кем, чем: жить с женой, с мужем, с сыном, с дочерью, с отцом, с матерью, с братом, с сестрой, с соседями, с семьей…

«Жизнь» в одиночестве, без кого, чего: проживать свою жизнь без кого, чего: без родителей, без мужа, без соседей, без семьи…

«Жизнь» в обществе, среди кого: жить среди людей, среди друзей, среди горцев, среди дикарей.

«Жизнь» проводить, где: жить в каком-либо доме, в какой-либо (однокомнатной, трехкомнатной, тринадцатикомнатной) квартире, в какой-либо комнате, в гостинице, в общежитии, в каком-либо районе, в городе, в деревне, в лесу, в Москве, в Крыму, в горах, в пустыне, на острове; жить на даче, на частной квартире, на каком-либо этаже, на кокой улице, на окраине, на Севере, на юге, на Кубе…

Мы проводим основную часть своей жизни на работе.

Она живет в роскошной тринадцатикомнатной квартире.

3. Вести какой-либо образ жизни.

«Жизнь» проводить как кто: жить отшельником, как затворником, как монах в синих штанах, как бог; бирюком, холостяком.

«Жизнь» проводить как: жить хорошо, отлично, прекрасно, плохо, интересно, весело, скучно, честно, бедно, в нужде, в нищете, богато, обеспечено, беззаботно, тихо, одиноко, в свое удовольствие, припеваючи…

Он уже три месяца живет отшельником на своей даче.

4. Поддерживать свое существование чем-либо.

«Жизнь» поддерживать чем: (собственным, честным) трудом, уроками…

Поддерживать уровень своей «Жизни», жить на что: жить на одну зарплату, на какой-то заработок, на какие-либо средства, на пенсию, на доходы от чего-либо; жить за чужой счет, жить на всем готовом, жить приживалкой.

Я буду работать, я больше не могу жить на твой счет.

5. Быть полностью занятым, поглощенным, увлеченным кем-либо, чем-либо.

«Жизнь» проживать кем, чем: жить детьми, сыном, дочерью, семьей, наукой, музыкой, стихами, спортом; какой либо надеждой, мыслью о ком-либо, о чем-либо, ожиданием чего-либо, воспоминаниями…

«Жизнь» проживать для кого-либо: жить для детей, для сына, для дочери, для других, для людей, для народа, для общества, для науки…

«Жизнь» проживать ради кого: ради детей, ради сына, ради матери…

Все эти годы она надеждой на его возвращение.

Все перечисленные аспекты жизни человека по существу слабо отграничены друг от друга. В разных конспектах любой из соответствующих признаков может выступить на первый план, становясь единственно существенным признаком.

В качестве главного лексико-семантического варианта в словарях дается значение «существовать, быть живым». Это действительно тот стержень, та база, на которых основываются все остальные значения многозначного концепта слова «жизнь», данный аспект концепта слова «жизнь» проявляется во всех других значениях, выступая как имплицитный, «скрытый» компонент семантики. Однако само по себе это значение не является частотным. И вследствие этого наблюдается диффузность концепта «жизнь», их взаимопроникновение, когда один лексико-семантический вариант проникает в другой.

Принцип диффузности многозначного слова является решающим фактором, определяющим его семантику. Стержнем слова при этом оказывается не какое-то отдельное его значение, а те семантические элементы, которые являются общими для всех значений слова.

И те, что в словарях значение многозначного слова представлены в чистом виде, мера вынужденная, хотя это, по мнению Д. К. Шмелева, «существенно искажает представление о семантической структуре слов (Шмелев, 1999 год, 26).

Диапазон употребления концепта «жизнь», область его применения определяется сочетаемостью. Сочетаемость — это «совокупность синтагмических потенций, принадлежность которых слову характеризует его как определенное свойство, иначе говоря, сочетаемость — это набор и условия реализации распространителей слова, его связеизменения» (Котелова, 1975 год, 81).

Концепт «жизнь» реализует глобальное значение существования человека и обладает очень сложной, многомерной структурой. Это слово, взятое вне контекста, передает неопределенную информацию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой