Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Вывод. 
Неполные предложения как художественный приём (на примере поэтических произведений А.А. Ахматовой)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ослабление глагола" (термин ввела Н. П. Васильева), что придает синтаксису сжатость и лаконизм («Не тот ли голос: «Дева! Встань… / Удары сердца чаще, чаще…/ Прикосновение сквозь ткань/ Руки, рассеянно крестящей»); Наличие в лирике Анны Ахматовой неполных конструкций, не способных в изолированном положении нести все необходимые для понимания смыслы, не является препятствием для создания текста… Читать ещё >

Вывод. Неполные предложения как художественный приём (на примере поэтических произведений А.А. Ахматовой) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше исследование посвящено теме «Неполные предложения как художественный приём (на примере поэтических произведений А. А. Ахматовой)».

В первом разделе были рассмотрены вопросы лингвистического статуса неполных предложений и их классификации. По нашему мнению, неполное предложение — это предикативная единица, в которой вербально не представлен необходимый структурный элемент (т.е. имеется незамещенная синтаксическая позиция), отсутствие которого ведет к семантической неполноте. Семантическое восполнение таких конструкций осуществляется в речи и происходит или за счет контекста, что ведет к выделению контекстуально-неполных предложений, или с опорой на ситуацию (ситуативно-неполное предложение).

С учетом структуры, цельности, синтаксических связей и семантической наполненности мы выделили два типа неполноты: структурно-семантическую (неполные контекстуальные и неполные-ситуативные предложения) и структурную (эллиптические предложения). В свою очередь, в каждом из типов предложений имеются вербализованные элементы, занимающие определенные синтаксические позиции и сигнализирующие о наличии незамещенной позиции.

Во втором разделе нашей работы, охарактеризовав особенности неполных предложений на примере поэтических текстов Анны Ахматовой, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, неполное высказывание является необходимой единицей для формирования текста, в то числе поэтических. Во-вторых, в системе предложения неполнота понимается как грамматическая категория отдельного предложения, в котором отсутствуют структурно-необходимые элементы. Под необходимыми элементами понимаются члены структурной схемы (главные члены предложения). Функционируя не только в виде самостоятельной единицы, неполные предикативные единицы могут быть компонентом сложного предложения, В нем они выступают дополнительным средством связи, так как их неполнота является способом вхождения предикативной единицы в высказывание.

Наличие в лирике Анны Ахматовой неполных конструкций, не способных в изолированном положении нести все необходимые для понимания смыслы, не является препятствием для создания текста.

Б.М. Эйхенбаум, обращая внимание на короткость и дробность фраз в художественной речи поэтессы, утверждал: «А. А. Ахматова утвердила малую форму, сообщив ей интенсивность выражения"[32, с. 46].

Таким образом, к особенностям поэтического строя синтаксиса Анны Ахматовой относятся:

  • 1) краткость и дробность фраз («А сердце — пополам»);
  • 2) «ослабление глагола» (термин ввела Н. П. Васильева), что придает синтаксису сжатость и лаконизм («Не тот ли голос: «Дева! Встань… / Удары сердца чаще, чаще…/ Прикосновение сквозь ткань/ Руки, рассеянно крестящей»);
  • 3) в поэзии активно проявляются фигуры «поэтического» синтаксиса: синтаксические повторы («Что сделал с тобой любимый,/ Что сделал любимый твой!» «Но сердце знает, сердце знает/ Как от предсмертной боли бьется, бьется»), антитезы («Ты поверь, не змеиное острое жало / А тоска мою выпила кровь»), инверсии («И резкий крик вороны в небе чёрной «, «Свежих лилий аромат / И слова твои простые «), эмоционально-экспрессивные («риторические») вопросы («Что? И ты не хочешь спать,/ В год не мог меня забыть,/ Не привык свою кровать/ Ты пустою находить?), олицетворение (То змейкой, свернувшись клубком, / У самого сердца колдует…);
  • 4) алогичность, нарушение последовательности рассуждения («О, как сердце мое тоскует!/ Не смертного ль часа жду?/ А та, что сейчас танцует,/ Непременно будет в аду «).

В рассмотренных поэтических текстах поэтесса использовала как структурно-семантический, так и структурный тип неполноты.

Проанализировав 76 художественных текстов, мы проследили, что в лирике поэтессы встречаются все три типа неполных высказываний (контекстуальные, ситуативные, эллиптические). Их использование обусловлено требованиями закона экономии языковых средств. Распространенность данных конструкций в поэзии А. А. Ахматовой объясняется высоким уровнем их экспрессивности. Средствами усиления экспрессивной выразительности являются неполные предложения. Они придают тексту динамизм, фрагментарность, лаконизм, дисгармонию, интонационную аритмию, а также создают иллюзию разговорности, спонтанности высказывания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой