Введение.
Традиции русского академического красноречия и большевистская риторика
Этот анализ будет проведен на основе речей и лекций таких научных и политических деятелей, как Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев (представители академического красноречия), В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Т. Д. Лысенко (ораторы большевистского времени). Дальнейшее развитие ораторского искусства будет рассмотрено в разделах «Русское академические красноречие» и «Большевистская риторика». Прежде… Читать ещё >
Введение. Традиции русского академического красноречия и большевистская риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной работе будет рассматриваться такое понятие, как красноречие, или ораторское искусство. Будут охарактеризованы два его направления — традиционное академическое красноречие и риторика большевистского времени, а в этих столь различных на первый взгляд явлениях — отслежены общие черты, заимствование некоторых свойств речи большевистскими ораторами у ораторов академической школы.
Этот анализ будет проведен на основе речей и лекций таких научных и политических деятелей, как Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев (представители академического красноречия), В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Т. Д. Лысенко (ораторы большевистского времени).
Прежде всего необходимо привести несколько определений тех понятий, с которыми тесно связана эта работа.
Под ораторским искусством понимают высокую степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т. п. Учение, которое разрабатывает теорию ораторского искусства, называется риторикой. Слова «риторика» и «красноречие» часто используются в качестве синонимов (Красноречие: 1. Дар хорошо и красиво говорить 2. То же, что и риторика — С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Тольковый словарь русского языка»).
Направления ораторского искусства формировались постепенно. Виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, научное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы. Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением. Особенно велика роль профессионала речи в свере политики, общественной деятельности. Именно с академическим красноречием и красноречием социально-политическим наиболее тесно связана данная работа.
В России пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. После принятия христианства на Руси развивалось духовное красноречие. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться.
Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М. В. Ломоносов. Именно он заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.
Дальнейшее развитие ораторского искусства будет рассмотрено в разделах «Русское академические красноречие» и «Большевистская риторика».
Целью моего реферата, как было сказано выше, является не только рассмотрение по отдельности особенностей академического красноречия и риторики большевизма, характеристика их особенностей, но и выявление вполне логичного с исторической точки зрения заимствования, которое могли произвести ораторы-большевики у своих предшественников.