Профессионализм — требование времени
Одним из первых шагов должно стать создание отраслевой рамки квалификаций в качестве составной части национальной системы квалификаций. Это позволит систематизировать наименование должностей и профессий работников туристской индустрии, соотношение их к определённым квалификационным уровням и, соответственно, уровням образования (подготовки). Это также потребует уточнения номенклатуры должностей… Читать ещё >
Профессионализм — требование времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Логика современного развития туристской отрасли и системы профессионального образования подтверждает необходимость модернизации системы подготовки кадров с учётом реалий и перспектив. Для формирования основ такой отраслевой системы за последние пятнадцать лет было сделано немало. За эти годы были разработаны и внедрены государственные и федеральные образовательные стандарты, утвержден раздел «квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» в едином квалификационном справочнике, решением совместной Коллегии Ростуризма и Рособразования создан и действует Ресурсный центр подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса и пр. 3].
Однако, по мере развития профессионального туристского образования развивалась также и дивергенция потребностей и ожиданий основных субъектов этой системы — организаций сферы туризма, профессиональных сообществ, профильных вузов, органов управления образованием, исполнительных органов власти в сфере туризма, работников и студентов. Причём подобные несоответствия стали характерны практически каждой отрасли российской экономики.
Осознание необходимости перемен привело к активизации, в том числе, и законотворческой деятельности. Только за последние два-три месяца приняты новая Государственная программа развития образования на 2013;2020, поправки в Трудовой кодекс, вводящие в нормотворческий оборот понятия квалификации и профессионального стандарта. Таким образом, уже существует эффективная основа для дальнейшей работы по развитию системы туристского образования, в которую должны быть активно вовлечены и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и профильные вузы.
Одним из первых шагов должно стать создание отраслевой рамки квалификаций в качестве составной части национальной системы квалификаций. Это позволит систематизировать наименование должностей и профессий работников туристской индустрии, соотношение их к определённым квалификационным уровням и, соответственно, уровням образования (подготовки). Это также потребует уточнения номенклатуры должностей и профессий и, по-видимому, внесения корректировок в соответствующие разделы единого квалификационного справочника.
Следующий шаг, острую необходимость которого вряд ли кто может отрицать, это разработка и утверждение профессиональных стандартов. По планам Минтруда к 2015 году должно быть пущено в оборот не менее 800 профессиональных стандартов. Здесь вузовскому сообществу также отводится важная роль. В Государственной программе развития образования на 2013;2020 г. г. говорится, что «одной из центральных проблем является превращение учебно-методических объединений в реально действующие и работающие на развитие профессионального образования общественно-государственные и общественные профессиональные объединения и сообщества с участием работодателей. Вузы будут принимать активное участие в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ, учитывающих требования рынка труда».
Два первых шага — отраслевая рамка квалификаций и профессиональные стандарты — послужат эффективным инструментом для реального повышения качества профессионального образования. Прежде всего это позволит определить виды трудовой деятельности, трудовые функции, уровни квалификации и образования, необходимые для работников нашей отрасли, будь то обучение на рабочем месте, прикладной бакалавриат, классический бакалавриат, магистерскую либо послевузовскую подготовку.
Это, в свою очередь, позволит сделать более объективной оценку качества подготовки специалистов и подготовить обоснованные проекты новых образовательных стандартов, планируемых к разработке и внедрению в соответствии с госпрограммой развития образования. 14].
Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 — 70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 процент. В госпрограмме развития образования отмечено, что новой для системы образования задачей является построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях. В рамках этой системы должны быть поддержаны программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов, в том числе за счет поддержки расширения предложений вузов на этом рынке.
Таким образом, программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка и пр.) приобретают большой вес. Однако, на сегодняшний день существует определённая проблема, связанная с формализацией этого процесса. Большим подспорьем может стать разработка и внедрение федеральных государственных требований к минимуму содержания программ ДПО для государственных гражданских служащих и работников туристской индустрии.