Что такое Монументальное декоративное искусство? (МДИ)
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают… Читать ещё >
Что такое Монументальное декоративное искусство? (МДИ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций (отдельные исследователи относят также к монументальному искусству произведения архитектуры).
Значение МДИ в среде
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи. Многочисленные примеры тому даёт как первобытное, так и пещерное ритуальное искусство (мегалитические и тотемные сооружения).
Искусство Древнего мира в целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусства Древней Индии, Древнего Египта и Античности, произведения культурных традиций Нового Света. Изменение религиозных установок, социальные преобразования вносят свои коррективы в тенденции, живо отображающиеся в монументальном искусстве. Это хорошо демонстрирует искусствознание Средневековья и Эпохи Возрождения.
В России, как и в других государствах, также наблюдалась аналогичная циклическая зависимость, которая представлена монументальными произведениями средневековья — соборы древнерусских городов, сохранившие фрески, мозаики, иконостасы и скульптурный декор, скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в идеологических и пропагандистских целях. Степень оправданности драматизма, уместность пафосной мотивации или догматической патетики, тематического «ассортимента», в конце концов, также неизбежно запечатлевается в произведениях монументального искусства.
Рис. 1 Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович — «Солидарность». Фото Воложинког В. Г., 2008 г.
Рис. 2.
Мозаики известны человечеству как минимум 7 тыс. лет: они играют важную роль в культуре Древнего Рима, Византии, в исламском искусстве и средневековой Европе. В Россию изначально попали из Византии вместе с христианством, но им долго мешала развиваться дороговизна смальты (особого стекла, которое используется и в советских образцах). На фото — мозаика на фасаде ДК «Строитель».
Рис. 3.
Самый массовый образец новосибирской мозаики — выложенные плитками торцы панельных девятиэтажек 1980;х годов. Обычно рисунки внутри микрорайона разные — так «коробки» можно хотя бы различить.
Рис. 4.
Рис. 5.
Эксперты из Союза художников в ответ на вопрос, почему в позднем СССР так полюбили мозаику, дружно отвечают, что дело в том, что это практически вечный материал. «Вечность» в дизайне и архитектуре — это индикатор политического строя; подразумевается, что вкусы, идеи и даже назначение зданий не изменятся через десятки, а может, и сотни лет. На фото: станция метро «Студенческая».
Согласно городской легенде, в панно «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» спрятано «пасхальное яйцо» — красно-белый значок общества Рериха. Но официальных подтверждений, что так и задумывалось, нет.