Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Духовно-нравственная культура как средство ценностного потенциала личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное влияние, если оно педагогически не спроектировано и не упорядочено, в основном имеет стихийный характер, вследствие чего подросток, оказываясь лицом к лицу с русской народной культурой, чаще всего не понимает её, более того, старается от неё отстраниться. В результате русская народная культура становится для подростка неким абстрактным феноменом, который он может постичь путём приобщения… Читать ещё >

Духовно-нравственная культура как средство ценностного потенциала личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценностный потенциал народной художественной культуры

Наблюдается ярко выраженная тенденция включения образования в контекст культуры в целом и народной культуры в частности. В условиях социокультурной модернизации, гуманитаризации и этнизации образования одной из насущных проблем является творческое самоопределение личности подростка. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры.

Чтобы наиболее полно раскрыть сущность педагогического потенциала русской народной культуры, обратимся к этимологии данного понятия. Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) — это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели? возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области [2]. Понятие «потенциал» как педагогическая категория характеризуется наличием тех возможностей и средств, которые имеют воспитательную направленность.

Возрастающий интерес к изучению педагогических компонентов культуры и стремление учёных эффективно применять для достижения педагогических целей различные возможности и ресурсы народной культуры привели к выявлению и активному исследованию особого культурно-педагогического феномена — педагогического потенциала культуры (Л.М. Бирюкова, О. О. Киселёва, Е.А. Мясоедова).

Педагогический потенциал отдельных культурных явлений, таких как язык, традиция, фольклор, народная художественная культура, русская традиционная культура, средства массовой информации и его влияние на формирование и развитие личности, представлен в широком спектре исследований (Л.И. Левкина, Е. Б. Макушина, Г. Н. Манасова, И. А. Орехова, Т. Я. Приставкина, А. А. Столица, О. Я. Фишукова, М. А. Чистякова, Л.А. Шестакова). Учёные И. В. Власюк, В. А. Митрахович, М. А. Скрыбченко под педагогическим потенциалом понимают совокупность возможностей, способностей, ресурсов. В. А. Митрахович описывает педагогический потенциал как атрибут бытия и присущую всякой системе совокупность параметров, действие которых может быть направлено на формирование какого-либо качества личности при определённых педагогических средствах и условиях.

М.А. Чистякова использует понятие «педагогический потенциал» по отношению к объекту — как нечто, заложенное в целостную структуру традиционной народной культуры и её образцов, различных артефактов. Т. Л. Божинская под педагогическим потенциалом понимает интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, использующее необходимые ресурсы региональной культуры и обеспечивающее эффективность профессиональной педагогической деятельности [1].

О.М. Позднякова трактует понятие «педагогический потенциал» как динамическую, условно реализуемую систему культурных феноменов (артефактов), объединяющую ценности, нормы, способы и образцы передачи опыта, обеспечивающие личностное развитие человека [7]. В данном контексте носителем педагогического потенциала русской народной культуры выступает этнокультурный артефакт. Н. В. Ерёмина под педагогическим потенциалом народной культуры понимает ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в её средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе [4].

А.Б. Теплова называет педагогическим потенциалом воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики, — материнском фольклоре и традиционной народной игрушке, ценности и смыслы, которые они способны передать ребёнку, а также формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют [8].

В рамках нашего исследования под педагогическим потенциалом русской народной культуры мы понимаем сложносоставную, синтетическую систему различных параметров (нормы и смыслы, художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка, система духовно-нравственных ценностей, которая сложилась в русской народной культуре), совокупность сил, присущих народной культуре, действие которых актуально или может быть актуализировано в специально созданных условиях и при наличии определённых факторов для достижения каких-либо педагогических целей.

Проведённый нами анализ и систематизация научных педагогических, культурологических, философских знаний о феномене педагогического потенциала в целом и русской народной культуры в частности позволил нам сделать вывод о том, что педагогический потенциал русской народной культуры является многогранным феноменом, имеющим своеобразную самобытную специфику (данная специфика определяется сущностными характеристиками русской народной культуры — ценностной и нормативной обусловленностью, традиционностью и этнокультурностью; а также ментальностью русского народа, его мировоззрением) и уникальную природу.

Педагогический потенциал — это сложно структурированное образование внутри какой-либо целостной системы? интегральное качество, которое может педагогически воздействовать на субъект при активации механизмов смыслообразования.

Важной характеристикой этих педагогических сил является то, что в них заложен своеобразный источник новых возможностей для реализации педагогической деятельности. Скрытые, не актуализированные силы при изменении окружающих, внешних условий и внутренних факторов могут из потенциальных перейти в реально действующие. То есть педагогический потенциал характеризуется не столько его состоянием на данный момент, сколько его возможностями развития в долгосрочной перспективе. Потенциал обязательно наследует признаки, сущностные характеристики и специфику того объекта (субъекта), внутри которого он обнаруживается. Так, педагогический потенциал русской народной культуры впитал в себя отличительные самобытные этнические особенности русской народной культуры, и таким образом перенял на себя часть свойств и сущностных характеристик данной культуры.

Педагогический потенциал русской народной культуры обладает такой характеристикой, как коммуникативность, т. е. развитие личности, её творческих способностей может происходить только в процессе общения с русской народной культурой, постигая которую, подросток начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать.

Реализованный педагогический потенциал русской народной культуры становится двигателем механизмов творческого саморазвития личности. В свою очередь, образовательный процесс, предполагающий совместную творческую деятельность педагога и ученика, а также индивидуальную творческую деятельность школьника, направленный на творческую самореализацию личности, активизирует и развивает данный потенциал. Русская народная культура обладает педагогическим потенциалом, потому что она включает подростка и педагога в особого рода развивающую образовательную деятельность.

Следует отметить динамическую природу педагогического потенциала русской народной культуры. Данный потенциал не статичен. Он может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться и развиваться под воздействием каких-либо условий и факторов. Следовательно, можно сделать вывод, что педагогический потенциал русской народной культуры — целостная система, включающая ряд компонентов, способная к развитию и саморазвитию.

Ситуационность также является важнейшей характеристикой педагогического потенциала русской народной культуры, т.к. данный потенциал может работать в определённых специально созданных условиях, педагогических ситуациях и при наличии ряда обязательных факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала.

Контекстность педагогического потенциала русской народной культуры заключается в том, что данный потенциал должен реализовываться в рамках индивидуально-личностного развития каждого ребёнка в отдельности. Он не может быть одинаков для всех школьников ввиду их индивидуальных различий, широты жизненного опыта, особенностей характера, уровня развития творческих способностей, манеры поведения и т. д. Педагогический потенциал русской народной культуры раскрывается и работает для каждого подростка по-разному.

Следовательно, данный потенциал индивидуально для каждого будет реализовываться в процессе развития творческих способностей личности, саморазвития и самовоспитания. Таким образом, педагогический потенциал русской народной культуры для одного подростка может раскрываться в полной мере, для другого — показать себя отчасти с какой-либо стороны, для третьего — не проявиться вовсе.

Специфические особенности и природа педагогического потенциала русской народной культуры обусловлены спецификой русской народной культуры как этнопедагогического феномена, её ценностно-смысловым содержанием, этнологическими и этнографическими характеристиками, внутренней мировоззренческой философской составляющей, менталитетом русского народа, обычаями и традициями.

Русская народная культура, имеющая ряд постоянных компонентовУ систему ценностей, нормы и смыслы, характерные формы и модели поведения в социуме, ритуально-обрядовую систему, этническую символику, — представляет собой сложное комплексное явление, оказывающее сильнейшее воздействие на формирование и развитие личности современного подростка.

Данное влияние, если оно педагогически не спроектировано и не упорядочено, в основном имеет стихийный характер, вследствие чего подросток, оказываясь лицом к лицу с русской народной культурой, чаще всего не понимает её, более того, старается от неё отстраниться. В результате русская народная культура становится для подростка неким абстрактным феноменом, который он может постичь путём приобщения к ней и принятия традиционных культурных ценностей. В связи с этим грамотная реализация педагогического потенциала русской народной культуры в образовательном процессе является необходимым условием и гарантом успешности гармоничного творческого развития школьника.

Под реализацией педагогического потенциала русской народной культуры мы понимаем использование возможностей, средств и ресурсов русской народной культуры в образовательном процессе, воспроизведение традиционных ценностей, норм и смыслов субъектами образования. Конкретная образовательная и социокультурная среда вносит коррективы и предоставляет дополнительные возможности, условия, правила и нормы в виде частных принципов функционирования образовательного пространства учреждения [3].

Творчески-результативная, продуктивная преобразовательная деятельность предполагает способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию [6]. В этом смысле творческая деятельность есть процесс и результат самосовершенствования личности. Реализация педагогического потенциала русской народной культуры в образовательном процессе позволит запустить те личностные механизмы, которые будут являться эффективными двигателями процессов творческого саморазвития подростка.

Педагогический потенциал русской народной культуры является системно организованным феноменом, в структуре которого выделяются четыре компонента:

  • а) обучающий — обеспечивает приобретение подростками глубоких систематизированных знаний в сфере русской народной культуры, изобразительного искусства; умений и навыков в области художественного творчества; компетенций, необходимых школьникам для их художественно-творческой деятельности;
  • б) развивающий — обеспечивает эффективное совершенствование различных сфер деятельности школьников, в частности художественно-творческой деятельности, а также индивидуально-личностных качеств подростков;
  • в) воспитывающий — обеспечивает формирование у подростков духовно-нравственных, волевых качеств; бережного и уважительного отношения к окружающей действительности, отечественному и мировому культурному наследию; нравственных убеждений; способов поведения гражданина своего Отечества, патриотических чувств к своей Родине;
  • г) ценностно-нормативный — обеспечивает формирование определённого мировоззрения подростка; ценностных ориентаций и отношения к явлениям и предметам действительности и культурному наследию своей Родины; моделей поведения в обществе, в своей стране, в мультикультурном пространстве всего мира; процесс интериоризации этнокультурных ценностей подростком как стержневых образований общечеловеческой системы ценностей.

Основное содержание выявленных нами компонентов происходит за счёт сущностных характеристик русской народной культуры, которые проявляются в функциях педагогического потенциала русской народной культуры:

  • 1). Гносеологическая (приобретение подростками глубоких знаний в области русской народной культуры, её традиций и ценностно-смысловой сферы)?
  • 2). Аксиологическая (формирование эмоционально-ценностного отношения к русской народной культуре, её образцам, а также бережного и трепетного отношения к культурам других народов)?
  • 3). Регулятивно-нормативная (гармонизация и регулирование взаимоотношений членов данной этнической группы, отношений подростков друг с другом в социокультурной среде и с представителями других этнических общностей)?
  • 4) творческая (актуализация художественных традиций, приёмов, средств художественно-образной выразительности в творчестве современного подростка).

Каждая функция отражает многоаспектность решения различных педагогических задач и подчёркивает полноту и многогранность содержания педагогического потенциала русской народной культуры и процесса развития творческих способностей подростка на основе данного потенциала. Рассмотрим подробнее выделенные нами функции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой