История музеев.
Музееведение
В первых цивилизациях развивалась практика ритуальных приношений даров богам. Вокруг крупнейших религиозных центров формировались первые коллекции вотивньос (подаренных) предметов — храмовые сокровищницы. Так, из Библии (Третья Книга Царств) широко известно описание сокровищниц царя Соломона и построенного им храма, а также искусства мастера-медника Хирама, наполнившего храм своими уникальными… Читать ещё >
История музеев. Музееведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История музеев уходит вглубь веков. Стремление окружить себя прекрасными и уникальными вещами свойственно человеческой природе, но путь к профессионализму занял несколько тысячелетий.
Предыстория музейного дела
По всей видимости, изначально собрания несли преимущественно ритуальную функцию — богатства были призваны сопровождать умершего владельца на тот свет и обеспечить ему достойную загробную жизнь. Мы встречаем подобный подход у многих древних культур: в Древнем Египте, Древнем Китае, в курганных захоронениях кочевых степных народов, у древних германцев и славян.
Поскольку в архаичном обществе было невозможно гарантировать сохранность собрания после смерти могущественного владельца, то эти коллекции были предназначены для единократной демонстрации публике во время похоронных церемоний, после чего были скрыты от разграбления либо, в некоторых случаях, сознательно уничтожены (сломаны, разбиты, рассыпаны и т. д.).
К степным курганам и египетским пирамидам уходит и современная традиция архитектурно-мемориальных комплексов как средства увековечивания памяти.
В первых цивилизациях развивалась практика ритуальных приношений даров богам. Вокруг крупнейших религиозных центров формировались первые коллекции вотивньос (подаренных) предметов — храмовые сокровищницы. Так, из Библии (Третья Книга Царств) широко известно описание сокровищниц царя Соломона и построенного им храма, а также искусства мастера-медника Хирама, наполнившего храм своими уникальными произведениями. Греческие храмовые собрания —мусеоны — дали свое наименование современным музеям. Изначально при храмах, посвященных музам, собирались пожертвованные произведения искусства. Наибольшую известность получил эллинистический Александрийский мусеон, включавший в свой состав знаменитую библиотеку. Постепенно слово «мусеон» получило переносное значение и стало применяться ко всем собраниям, открытым для посещения публики.
С развитием государственности от ритуального значения собрания перешли к функции демонстрации богатства и влиятельности своих владетелей.
Изначально объектом стяжания были не столько предметы, сколько искусные ремесленники, утоняемые в рабство — у ассирийцев, гуннов, монголов и иных народов. Постепенно формировалось общецивилизационное представление об универсальных ценностях. Но интенсификация торговых и культурных контактов (особенно в Средиземноморье) привела к формированию общих представлений о ценностях, когда различные предметы искусства и ремесел стали востребованы далеко за пределами ареала их изначального бытования. Произошло важнейшее изменение: признанными ценностями стали не только хозяйственно важные (например, скот, металлы, ткани, пряности), но и культурные объекты.
По «Илиаде» Гомера нам знакомы продолжительные описания военной добычи, включающие уникальные произведения искусства: оружие, кубки, различные диковины. Социальный престиж особо ярко проявлялся в древнеримской культуре, когда удачливый полководец сопровождал свой триумф демонстрацией захваченных у врага богатств, в том числе культурных ценностей. Одним из самых известных триумфов такого рода стали празднования в честь победы Луция Муммия над Коринфом (145 до н. э.), в ходе которых по улицам Рима были провезены многочисленные награбленные памятники высокой греческой культуры.
В первые века нашей эры в Риме начали возникать частные собрания искусств, известные под греческими терминами «пинакотека» (собрание живописи) и «глиптотека» (собрание скульптуры). Эти коллекции демонстрировали престиж, образованность и состоятельность владельца, а также древность его рода и достижения предков. Например, появление в коллекции иноземных предметов напоминало об участии в победоносной войне и богатой добыче.
Гибель Римской империи принесла общее снижение культурного уровня в Европе. Многие артефакты античного искусства были уничтожены физически, часть оказалась невостребованной в сменивших империю варварских королевствах. Роль института памяти взяла на себя христианская церковь.