Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Византийская архитектура. 
Византийская архитектура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученые спорят о времени происхождения зодчества Византии. Большую роль в искусстве Византии играет религия. Когда Рим только основали — это стало знамением в становлении нового этапа человечества. Старый Рим, в котором правило язычество переживал крах в экономике. И само собой самые бедные граждане ощущали все беды сильнее всех. В эти смутные времена христианская религия стала набирать… Читать ещё >

Византийская архитектура. Византийская архитектура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Византийская архитектура

Свое историческое начало Византия берет в IV веке, в то время, когда трон великой Римской империи переходит к императору Константину (324 337 гг. правления). Столицу империи император Константин перенес в город Константинополь. Это решение очень неблагоприятно отразилось на всей стране, которая в результате раскололась на две части: Западную и Восточную, в будущем получившая у историков название Византии. Незадолго до этого, в 313 г., Миланский эдикт разрешает беспрепятственное вероисповедание христианства, которое в 395 становится официальной религией как Западной, так и Восточной части империи. Считается, что именно это событие оказало наибольшее влияние на последующую историю Византии и Западной Европы Средневековье было временем поднятия феодального строя, в котором правил класс землевладельцев. Также присутствовали внеэкономические меры принуждения и преобладало натуральное хозяйство. Слабо развивалось товарное производство и в результате этого имело место быть политическая раздробленность. Совершенно типичным для этого времени были бесконечные восстания крестьян. Городские ремесленники и купцы объединялись в гильдии и цеха. Существовала вассальная система иерархии и монархии, как доминирующая форма устройства государства.

Особенность феодального строя сказались на архитектуре. Поскольку это была эпоха бесконечных войн огромное внимание уделялось постройке крепостей вследствие чего архитектура средневековья во многом перестала быть похожей на античную. В то время появились боевые парапеты с зубцами и бойницами, дозорные вышки, закрытые оборонительные балконы и т. п. Были разработаны приемы защиты ворот крепости при помощи дополнительных укреплений. Также были созданы основные типы крепостей — городская крепостная стена, укрепленный монастырь и замок, который находится на равнине или в горах.

Большое количество монастырей является одной из особенностей средних веков и эти монастыри нуждались в укреплении потому что в них нередко хранились огромные богатства и в силу того, что строились они не только в городах, но и местах отдаленных от них. Также в военное время монастыри служили как убежище для окрестного населения. В раннем средневековье монастыри имели большое значение как культурные центры. В них переписывались и хранились книги, велись летописи и существовали школы. империя купол архитектурный монастырь Монастыри, которые были возведены в слабозаселенных местностях, помогали в развитии сельского хозяйства. Также возведение самих зданий монастырей, в особенности каменных церквей способствовало появлению новых талантливых художников и строителей.

Такое огромное количество монастырей стало возможным благодаря характерному для средневековья влиянию религии на жизнь людей. Религия имела большой авторитет среди политического и социального строя. Жизнь всего государства была неразделима с церковной.

В подобных условиях сразу становится понятно, какое огромное значение имели в средние века церковные сооружения. Церкви были местом, в котором проводились богослужения, а также они служили как общественные сооружения. Зародившаяся во времена поздней античности христианская религия была для угнетенных граждан Римского государства и получила свое распространение среди широких слоёв населения.

Поскольку христианские зодчие еще не могли возводить храмы своей религии, постройки посвященные античным богам плохо подходили для нового культа. Античный храм был вместилищем статуй божества, а не местом где люди молились.

Актуальность сатьи: насколько сильное влияние внешних факторов, в частности, религии оказало на становление и развитие византийской архитектуры.

Цель статьи: изучить и подробно рассмотреть особенности развития византийской архитектуры на протяжении всего существования империи.

Для достижения поставленной цели и раскрытия проблемы помогает литература по исследуемой теме. Например, такие книги как Гольдштейн А. Ф. «Зодчество» — о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры.

Спор о том, когда появилась искусство Византии как самостоятельное искусство по сей день громко обсуждается в научной литературе. При переходе от поздней античности к Византии бытовали самые разнообразные. Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием купола и центрической архитектурной системы.

Ученые спорят о времени происхождения зодчества Византии. Большую роль в искусстве Византии играет религия. Когда Рим только основали — это стало знамением в становлении нового этапа человечества. Старый Рим, в котором правило язычество переживал крах в экономике. И само собой самые бедные граждане ощущали все беды сильнее всех. В эти смутные времена христианская религия стала набирать популярность среди бедных и обездоленных. Но далеко не все поддерживали новую религию. Среди богатого сословия все еще бытовало язычество, и сторонники христианской религии строго наказывались. Христиане вынуждены были прятаться в тоннелях под землей, а если места не хватало, то они рыли дополнительный тоннель, таким образом, под землей образовывались целые лабиринты. Такие подземные системы были идеальным местом для тайных собраний, чтобы люди могли спокойно молиться.

Самым ярким примером в архитектуре Византии является город Константинополь, который стал второй столицей Рима, кода император Константин только взошел на трон. При своем правлении он велел перенести новую столицу в Константинополь, что вызвало огромные волнения в стране. Также новоиспеченный император повелел выстроить множество жилых сооружений, чтобы приманить побольше людей в новую столицу. Множество общественных зданий также возводились в большом количестве бани, театры, булочные и конечно подземные коммуникации. Поскольку в Византии климат жаркий то летом люди могли укрыться под сводами водохранилищ, там всегда стояла прохлада. Удивительно также то, что Константинополь при всем своем величии и грандиозности сооружений не обладает чрезмерной напыщенностью. Это совершенно не пафосный город. Он очарователен и живописность — главная его черта.

Но несмотря на расцвет христианской религии, все храмы обладали чертами античности. Это центрический и базиликальный тип сооружений.

В маленьком итальянском городе Равенна до наших дней сохранились церковь. Храм, который построили в начале пятого века, был назван в честь дочери императора Феодосия. Но это, скорее всего, неправда храм был посвящен мученику Лаврентию,. Его изображение висит напротив входа, что даёт больше оснований так полагать. Нижние части стены этой капеллы отделали гладким полированным мрамором. Сами поверхности, которые находятся под арками, и своды мастера покрыли крошечными кубиками из стекла разных цветов. Эти кубики имеют неровную форму свет, отражающий от них, давал не холодный матовый блеск, а отражал солнечный свет, из-за чего могло казаться, что все своды будто облеплены драгоценными камнями. Это давало по истине удивительный эффект внутри храма: все мерцало и создавало атмосферу таинственности.

Действительно стены церкви в Мавзолее Галлы Плацидии кажутся густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы. Золотые звезды сверкают на темном как настоящие светила на вечернем небе, а в куполе осеняет молящихся золотой крест.

Поразителен контраст между богатым внутренним убранством и аскетичным, даже бедными наружными формами храма. Только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные столь же плоскими арками, едва выступают из скучной поверхности кирпичной стены. Внешняя красота здания так же как и красота человеческого тела мало что значила для христианской архитектуры по сравнению с внутренней духовной красотой. Все усилия мастеров сосредоточились на оформлении интерьеров как архитектурном так и живописном. Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам, шершавая оболочка которых таит перламутр и светоносные жемчужины мозаик. Такое впечатление производит на зрителя и равеннская церковь Сан-Витале — восьмигранник с граненым выступом алтаря. Плоскость ее фасадов нарушают только мощные контрфорсы-выступы, укрепляющие стены. Основу конструкции составляют семь высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются между собой полукруглыми двухэтажными арками, так что вокруг центрального пространства образуется венок ажурных криволинейных форм.

Главный собор столицы империи и один самых красивых соборов в мире это София Основная сложность постройки которой заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стометровой высоты, да еще перекрыть его куполом, было почти неразрешимой задачей: ведь чем больше, тяжелый кирпичный купол, тем больше сила его распор, стремящаяся как бы раздвинуть, развалить несущие купол стены. В отличие от римских зодчих византийцы не имели под рукой сырья для производства бетона — вулканического песка, который позволял создавать монолитные купола, практически не дающие распора. Чтобы погасить нежелательный эффект, можно было увеличить толщину стен, но в слишком толстой стене невозможно было бы проделать окна. Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным «скелетом» хитросплетенных многочисленных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится таким образом: к центральному куполу примыкают с двух сторон два больших полукупола, а к ним в свою очередь примыкают купола поменьше. Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. София, был конечной целью движения по городским улицам, противоположный конец которых разветвлялся в основные дороги европейской части империи. Августион и примыкавшие к нему здания занимали вершину треугольника, на котором находился Константинополь, расположенный на оконечности европейского материка, выдвинутой в сторону Азии.

Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Видная только из примыкавших к ней дворов и улиц, она возвышалась над соседними сооружениями, колоннадами перистильных дворов и площадей. Один только её восточный фасад был открыт целиком апсида была видна доверху. Такое расположение в ансамбле придавало особенно большое архитектурное значение венчающим частям здания. Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии издали они увенчивали собой центр столицы, и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.

София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом, выходившими из соседнего Большого дворца.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам Композиционный приём, применённый Анфимием и Исидором, фиксирует расположение купола в самом центре здания. В купольных базиликах предшествующего времени расположение купола постоянно колебалось в связи с возможностью удлинить или укоротить цилиндрические своды, находящиеся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь всё-таки притягивал к себе купола. Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и в отношении архитектурно — конструктивном. Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор.

Огромное центральное пространство Софии и гораздо боле низкие и тесные, разделённые на два яруса боковые нефы скомпонованы по-разному и контрастируют друг с другом. Вместе с тем они дополняют друг друга и, сочетаясь, образуют единый архитектурный образ.

Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка, поднимающаяся до основания сводов и ограждённая сверху мраморным прорезным карнизом, а также золото мозаик, покрывающих своды. Благодаря сильной расчленённости пространства и многочисленным поперечным стенкам, различные части помещений освещены по-разному. Степень же освещённости глубоко продумана и точно взвешена мастерами.

По отношению к подобным композициям один исследователь удачно применил термин световой орган: он уподобил музыке гармоническую композицию оттенков света и тени в архитектуре. С этим сочетаются эффекты цвета. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. В целом образуется единый нежный тон. Светотень прорезных карнизов и лёгкие орнаментальные цветные обрамления золотых мозаичных поверхностей дополняют общий эффект, глубоко продуманный и необыкновенно гармоничный.

Из темы, которую мы изучили, можно сделать вывод, что большое влияние на внешний вид церквей Византии оказала религия. Благодаря появлению христианской религии при императоре Константине появились новые по внешнему виду храмы, которые кардинально отличались от языческих. Если языческие храмы строились как вместилища для богов, и в них нельзя было молиться, то в христианских храмах можно было молиться, проводить обряды и исповедоваться. Также в создании Византийских храмов была особенность. Главным образом акцент делался на внутреннем убранстве храма. Интерьеры делались, по истине, роскошными, если вспомнить мозаики в Мавзолее Галлы Плацидии, который находился в Равенне. Но внешний вид храма был очень скромным, поскольку византийцы превозносили духовную красоту, а не внешнюю. То же самое можно увидеть и на христианских храмах в Византии.

Нельзя не сказать об удивительном чуде византийского зодчествахраме святой Софии. Храм поражает своей удивительной красотой и очень большими размерами. Шедевром архитектурной мысли явилась огромная полусфера в храме. Большие трудности возникли у Анфимия и Исидора при осуществлении этой задумки. Эту гигантскую полусферу нужно было установить так, чтобы она не обрушилась под собственной тяжестью. Мощные устои храма скрыты от глаз из-за чего кажется, что купол как бы подвешен на золотой цепи, свисающей с неба.

София представляет собой самое характерное и запоминающиеся произведение Византийского зодчества.

Софийский собор — это памятник своей эпохи, который оказывал влияние как на людей того времени. Он и сейчас восхищает своей красотой и неповторимостью.

Отдельные элементы храма Святой Софии в будущем стали применяться в архитектуре других храмах в других странах. То есть Храм святой Софии явился как бы прародителем для архитектуры и зодчества других стран в будущем. И поскольку главным атрибутом в христианских храмах является купола на квадратном основании, то — это главный признак византийского зодчества, так как купола выделяли ключевое место.

Купол опирался на четыре опоры, которые находились на барабанах. Христианские храмы должны были напоминать всем своим видом о мире ином. Как считали зодчие того времени, центрическое крестово-купольное здание было символом христианской веры. Эта разработанная система охватывала многие функциональные художественные и конструктивные аспекты, давая большой простор для фантазии. Подобный метод позволял зодчим и всем архитекторам последующих эпох того времени развивать центрическую крестово-купольную композицию.

Византийская культура стала отправной точкой развития зодчества между античностью и эпохой средних веков эпохой Нового времени. Византийская архитектура и зодчество оказала огромное влияние на Западную и Восточную Европу, хотя по сей не представляет ценности. Не приходиться сомневаться в том, что на восточную Европу, главным образом Русь, оказала самое большее влияние. Если посмотреть на русские церкви, то они во многом похожи на византийские храмы. Это считается общепризнанным мнением. Даже в архитектуре готических зданий проявили себя отголоски византийского зодчества. Ажурность в готических соборах присутствовала и на соборе святой Софии. Например, готические балдахины — это, фактически, копия византийских протипов.

Кроме того, огромное влияние византийское искусство оказало и на эпоху Возрождения. Опять же потому, что главное в византийских храмах — это купол, то есть крестово-купольная система возымела свои характерные черты на многие прекрасные здания эпохи Ренессанса, например, Брунеллески через Браманте до Палладьо. Влияние подобных систем отчасти осуществлялось через Италию.

А если мы посмотрим на другие замечательные здания Европы, то можно увидеть связь с Византийским постройками. Например, собор Петра в Риме — в нем подчеркиваются характерные отголоски Византии. Это как промежуточное звено построек Ренессанса. Но в соборе Смольного монастыря можно видеть только крестово-купольную систему, что и являлось первоначальным образом византийского происхождения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой