Цвет в городском проектировании
Формы цветовой репрезентации характеристик городского пространства стремительно расширяются. Например, на многих географических картах, продолжающих использовать устойчивые цветовые обозначения для выделения элементов городских пространств, часто места особого интереса показываются в вертикальной проекции или с соблюдением перспективы, чтобы сделать их более опознаваемыми. На самом простом уровне… Читать ещё >
Цвет в городском проектировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В городском дизайне цвет применяется более часто, чем в архитектурном проектировании. Основное его назначение здесь заключается в группировке и уточнении разного рода визуальной информации, а также в репрезентации соотношения внутри формы города как единого целого отдельных элементов.
Фрагмент Нью-Йорка и его схема.
Аналогично дизайну архитектурного объекта отправной точкой в дизайне города является разработка идеи, осмысление формы города и ее концептуальное представление.
Как и в случае с проектами виллы Фарнезе, Пьяццо дель Кампа, здания заседаний Института Салка, город можно представить как сложное единство взаимосвязанных элементов. Компоненты, образующие пути, границы, районы, узлы и ориентиры[1], на чертеже переводятся в линии, контуры, точки, обозначающие центры, и фигуры. При этом город воспринимается как объект, которому внутренне присуща целостность, соответственно, части города могут быть представлены через их отношение к целому. Парадигма части — целого с вытекающими из нее иерархическими отношениями предполагает выделение переднего и заднего плана и, как и в архитектурном дизайне, использует определенный набор визуальных средств для графического представления компонентов.
На самом простом уровне (условно назовем его черно-белым) цветом на плане города просто очерчивается граница между телами и пустотой, фигурами и фоном. Классический пример такого рода представляет собой карта Рима XVIII века, на которой Дж. Б. Нолли[2] использовал цвет для того, чтобы провести условную границу между общественным и частным пространством города.
Дж. Б. Нолли. Карта Рима. 1748[3]
В ставших уже традиционными способах визуализации городского пространства — картах, комплексных планах, проектах планировки городских территорий, схемах использования городских земель, планах межевания — широко применяются стандартные цветовые знаки и коды, а правила выделения элементов образуют устойчивую традицию. В городском планировании для обозначения отдельных зон существуют общепринятые цветовые символы. Иногда в качестве дополнительного средства используются тени для того, чтобы показать высоты местности или плотность населения.
Формы цветовой репрезентации характеристик городского пространства стремительно расширяются. Например, на многих географических картах, продолжающих использовать устойчивые цветовые обозначения для выделения элементов городских пространств, часто места особого интереса показываются в вертикальной проекции или с соблюдением перспективы, чтобы сделать их более опознаваемыми[4].
Широко используют цветовые коды для представления отдельных характеристик городского пространства в картах.
«Google Maps», геоинформационных системах (ГИС) и созданных на их основе программах (Arc GIS и др.). Цифровые технологии обеспечивают легкий доступ к картам, планам и аэрофотоснимкам городов. Многослойные комбинации различных данных и использование цветовых сочетаний позволяют получить сложные репрезентации формы города. Интересный в этом отношении пример представляет собой цветовое кодирование на городском плане количественных характеристик населения (переводить в цветовые фрагменты на плане города количественные данные переписи населения предложил американский графический дизайнер, основатель информационной архитектуры Р. Бурман[5]). Каждый показатель (например, плотность населения, доход) в этом случае обозначается определенным цветом. Если два и более показателя накладываются друг на друга, используется прозрачный цвет и для группировки данных добавляются новые цветовые обозначения.
Цвет играет важную роль в визуализации эмпирических качеств улиц. Например, на схеме уличного трафика, разработанной Л. Каном[6] для центра Филадельфии (Пенсильвания, США)[7], в качестве главных компонентов используются символы, обозначающие движение; стрелки показывают направление и объем трафика, система улиц представлена по аналогии с водными путями и портами. На картах из путеводителей по Нью-Йорку и Риму ощущение от уличной жизни передается другим способом. Карта размещения основных торговых зон Нью-Йорка показывает районы города в цвете, улицы как пустоту; полосы красного цвета ® разной интенсивности, проведенные вдоль кварталов, обозначают места шопинга. На карте ночной жизни улицы обозначены светло-фиолетовым цветом (RB), кварталы — более темным (RB) (так с помощью цвета передается ощущение ночного города), зоны, где проходит ночная жизнь, обозначены как круги оранжевого цвета (YR), размер которых зависит от степени ночной активности[8]. На карте Рима улицы представлены как белые пространства, а транспортные артерии — как продолжающиеся желтые линии[9].
Пример использования цветовых знаков в нестандартном представлении городского пространства представляет собой Лего Манхеттен, созданный Дж. Шмидтом на основе спутниковых изображений и с помощью различных цветов представляющий высоту зданий.
Лего Манхеттен, созданный Дж. Шмидтом3.
Все эти виды картографирования в некоторых случаях показывают заметный и прогнозируемый порядок, однако часто пространство города выглядит скорее как хаос, соотношение элементов кажется случайным, а их развитие непрогнозируемым. В большинстве случаев, где порядок очевиден, в основе упорядоченной организации лежит определенное авторитарное «правило» (такая ситуация характерна для большинства исторических городов). В современных городах контроль за визуальной экологией в большинстве случаев осуществляется с помощью регулирования мест застройки и высоты зданий, а не их колористики и формы. А значит, в современном городе нужна новая парадигма, способная объединить цвет, альтруизм и индивидуальные предпочтения.
- [1] Lynch К. Op. cit.
- [2] Nolli G. Rome 1748. The Pianta Grande di Roma / ed by J. H. Aronson. NewYork: Highmount, 1984.
- [3] Ibid.
- [4] Добавление дополнительной глубины сближает их по способу репрезентации с коврами, где абстрактные узоры цветочных, молитвенных, охотничьих ковров и ковров с изображением райского сада переплетаются с узнаваемыми объектными формами, представленными в вертикальной проекции.
- [5] Wurman R. Urban Atlas: 20 American Cities. Cambridge: MIT Press, 1966.
- [6] Kahn L. I. Toward a Plan for Midtown Philadelphia // Perspecta. The YaleArchitectural Journal. 1953. No. 2. P. 10—27.
- [7] Kahn L. I. Traffic Study, project Philadelphia. 1952. Ink, graphite, and cut-and-pasted papers on paper, 24 ½×42 ¾″ (62.2×108.6 cm). Image courtesyof The Museum of Modern Art.
- [8] New York / ed. by N. Peck. London: Virgin Publishing, 1999. P. 98, 116.
- [9] Roma. Piante di Citta / ed. by M. Ausenda. Milan: Touring Club Italiano, 1997. P. 34.
- [10] Kahn L. I. Traffic Study, project Philadelphia. 1952. Ink, graphite, and cut-and-pasted papers on paper, 24 ½×42 ¾″ (62.2×108.6 cm). Image courtesyof The Museum of Modern Art.
- [11] Lego New York. 3D Illustration [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cargocollective.com/jrschmidt/Lego-New-York (дата обращения:26.03.2014).