Историческое членение (периодизация) художественного процесса
Художественный период (например, предмодернизм, или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) — объединение группы эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несущее инвариантную художественную идею, значимую для всех художественных направлений, принадлежащих к данному историческому времени. Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии… Читать ещё >
Историческое членение (периодизация) художественного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Художественный процесс как всякое движение, протекающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. Это предполагает периодизацию художественного процесса, его научное членение. Периодизация развития художественной культуры — важнейшая проблема эстетики, теории и истории литературы и искусства. Необходима иерархия исторического членения художественного процесса на мелкие и крупные этапы. Историческое членение возможно такое.
Художественный период (например, предмодернизм, или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) — объединение группы эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несущее инвариантную художественную идею, значимую для всех художественных направлений, принадлежащих к данному историческому времени. Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в направлениях данного периода), определенного типа автора и определенного типа участия автора в создании художественного текста.
Художественная эпоха — понятие, возникшее в раннеромантической эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического развития. В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение: художественная эпоха — группа художественных периодов, объединенных общей инвариантной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художественных концепций и идей.
Художественная стадия — единица глобально исторического членения художественного процесса. В основе стадиального членения — глобальные проблемы эстетического отношения к Богу, Вселенной, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии:
- 1) стадия слиянности человека с природой;
- 2) стадия слиянности человека с Богом;
- 3) стадия слиянности человека с обществом и выделения личности из него; стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе;
- 4) стадия слиянности человека с историей; стадия утраченных иллюзий.
В данной работе автор рассматривает четвертую стадию развития искусства.
Эра — самая крупная единица глобального исторического членения процесса развития художественной культуры. Гегель разделил художественное развитие человечества на три глобальных этапа (эры). Основание такого членения истории художественной культуры, по Гегелю, это взаимодействие абсолютного духа (содержания) и его материально-чувственного воплощения (формы). Символический этап (древнее искусство — материально-чувственное начало, форма превалирует над духовным, содержательным началом) — древнеиндийское и древнеегипетское искусство; классический (гармония содержания и формы) — античность; романтический (превалирование духовного, содержательного начала над формой) — художественная культура Средних веков, Возрождения, Нового времени. Искусство в его богатстве полностью не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения искусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.
Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики художественного процесса — его деление на основании параметра пространство и время. На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на пространстве, на времени или на времени-пространстве. Эта точка зрения позволяет выделить три эры художественного развития.
- 1. Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Главная его тема — миропорядок: вопросы космогонии, происхождения вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жизни и деятельности человека.
- 2. Начиная с эпохи Возрождения искусство, для которого характерны рост личности и общества, процесс социальных преобразований, изменчивость всего, мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.
- 3. Новое искусство, сформировавшееся в XIX и XX вв., начинает мыслить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в нашу эпоху была открыта ученым-мыслителем М. Бахтиным категория хронотоп (время-пространство), которая характеризует новейший тип художественного мышления.
В данной работе автор рассматривает этап художественного мышления, связанный с категорией хронотопа. Применим изложенные теоретические соображения к теоретическому осмыслению процесса художественного развития в XX в. и проследим полет стрелы времени в сфере художественной культуры XX в.