Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Символика. Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Язык, искусство, религия, наука — это различные стадии этого процесса. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков. Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а… Читать ещё >
Э. Кассирер: символическая концепция культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Язык, искусство, религия, наука — это различные стадии этого процесса. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.
Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.
Символика. Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.
В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.
У разных европейских народов подкова — символ удачи.
Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.
Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).
По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.
Части этой Вселенной:
- 1. Язык
- 2. Миф
- 3. Искусство
- 4. Религия
Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.
В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.
Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.
Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.
Кассирер приходит к выводу, что «символ — ключ к природе человека» .