Синтоистская и буддийская архитектура Японии «Классического периода» (VIII — XII в.)
Другие архитектурные компоненты буддизма продолжали постепенно проникать в синтоистскую архитектурную традицию. Присоединялись коридоры, двухъярусные ворота, и даже пагоды. Образцом соединения архитектуры двух вер является святилище Ицукусима (префектура Хиросима). Первоначально построенное в 1168 г. воином Киёмори, это святилище находится у воды. Во время прилива кажется, что главные здания… Читать ещё >
Синтоистская и буддийская архитектура Японии «Классического периода» (VIII — XII в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Синтоистская архитектура: история, особенности, структура, план комплекса
Синтоизм сформировался задолго до обретения японцами письменности и не имел священных книг, пророков, основателей учения. Анимистическая, в сущности, религия поклоняется не только антропоморфным божествам, но еще и одухотворенным элементам природы, в особенности определенным горам и деревьям, которые внушают благоговение.
Ранние святилища не использовали монументальную архитектуру поздних синтоистских структур. У некоторых, подобно святилищам Мива (префектура Нара) и Канасана (префектура Сайтама), главным объектом поклонения была гора, даже сегодня у них нет такого здания, которое можно было бы отнести к «главному залу» (хондэн), имеющемуся в других синтоистских комплексах. Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными местами.
Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. Действительно, центр святилища Мива представляет собой массивную скалу на горе Мива. Иногда в середине такого священного места находится камень (ивасака), или столб, или дерево (химороги). У основания горы расположен маленький зал для поклонения (хайдэн) и тории, характерные столбы и перемыкающие их ворота, которые обозначают святыню синтоизма.
Существующие синтоистские комплексы начали сооружаться для того, чтобы вознести молитву божествам за обильный урожай или выразить благодарность за хорошие посевы.
Такие ранние культовые места, прототипы святилищ, были найдены в центре деревень или около гор, валунов и других мест, где, как верили люди, обитали боги. Эти святилища представляли собой простые амбары, считающиеся хранителями жизни и благополучия. Их первоначальные конструкции отличал временный характер. Форма их неизвестна, но можно предположить, что они схожи со святилищами микоси, переносимыми на шестах во время праздничных дней в честь урожая. К примеру, размещение святилищ Касуга и Камо на камнях предполагает, что первоначально они были передвижными. Гаджиева Е. А, Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — М.: Феникс, 2006. С. 143.
Для всех синтоистских храмов характерна приблизительно одинаковая планировка. Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории. Тории представляют собой арки, напоминающие букву «П» с двумя перекладинами, верхняя из которых длиннее и чуть вогнута. Раньше их строили только из дерева и всегда красили в красный цвет. За ними следует парная статуя «корейских собак», которые должны отгонять злых духов.
Обычный синтоистский храмовый комплекс состоит из двух и более зданий. Основное строение, предназначенное для ками, носит название хондэн, а зал для молитвы именуется хайдэн, где находится алтарь. В основном помещении расположен синтай (дословно — «тело ками»).
Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева, зеркало, меч или деревянная табличка, на которой написано имя данного бога.
Помимо двух основных зданий храмового комплекса, в него могут входить и другие вспомогательные строения: зал для подношений, синсэндзё (место для приготовления священной пищи), сямусё (помещение для аудиенции), хараидзё (место для заклинаний), кагурадэн (сцена для танцев) и т. д. Между тории и хондэн установлены специальные бассейны для ритуального омовения рта и рук.
Основные типы синтоистских святилищ приняли настоящие формы после введения буддийской архитектуры. Несмотря на то, что они подвергались влиянию со стороны буддийской храмовой архитектуры, они все-таки остались стилистически отличными.
от нее. Три самых древних стиля синтоистских святилищ называются симмэй, тайся и сумиёси. Каждый вначале отождествлялся с отдельным храмовым комплексом — святилище Исэ (город Исэ, префектура Миэ) с симмэй, Идзумо (префектура Симанэ) с тайся, и Сумиёси (город Осака) с сумиёси.
Святилище Исэ, сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу-омиками, фактически состоит из двух архитектурных ансамблей: внешнего (Гэку) и внутреннего (Найку). Главные храмы Найку и Гэку были первоначально созданы по образцу амбаров. Найку посвящен богине солнца Аматэрасу, Гэку — богине злаков Тоёуке. Самая важная часть — это главное святилище (хондэн) в Найку. Здесь хранится один из символов императорской власти — зеркало, которое считается воплощением Аматэрасу, т.к., по поверьям, Аматэрасу является прародительницей императорской династии.
Пол главного святилища хондэн приподнят на столбах. Расположенное в центре комплекса, оно имеет один вход через открытую галерею, выступающую с южной стороны. От остальных оно отличается не только размерами, но и благородством пропорций, безукоризненной чистотой отделки всех деталей. Храм ничем не украшен, но его прямые и строгие формы определяют внутреннюю мощь синтоистского святилища, подчеркивая суровость и простоту постройки.
Два массивных круглых столба (мунамотибасира) поддерживают конек двускатной соломенной крыши (киридзума), на двух концах которой установлены крестообразные сооружения — тиги.
Десять коротких бревен (кацуоги) лежат горизонтально поперек конька крыши. Главное святилище и две сокровищницы окружают четыре концентрические ограды из золотистого японского кипариса, соответственно, мицугаки, ути тамагаки, тоно тамагаки, все вместе опоясывает итагаки.
Восточнее этого комплекса находится второй участок с маленьким домиком посередине. Святилище всегда находится в гармонии с окружающим миром, сохраняя первозданность в постоянном обновлении. Как правило, строения святилищ разбираются каждые 20 лет, начиная с конца VII в.
Как только строительство нового комплекса святилища завершается, старое здание разбирается, а на его месте строится маленький домик. После разборки огромные желтоватые бревна сжигаются во время торжественной церемонии и заменяются новыми. Для японца обновление храмов связано с синтоистским ритуалом очищения и обновления. Храм всегда должен сочетать древность и новизну, символизируя неразрывность связи между истоками культуры и современностью. Гаджиева Е. А, Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — М.: Феникс, 2006. С. 147.
Перестройка святилищ крайне дорогой процесс, потому что остатки старого храма нужно увезти далеко в горы. Поэтому сегодня Исэ — единственное святилище, которое регулярно перестраивается, хотя в прошлом такая практика применялась ко многим комплексам. В 1973 г. была завершена его шестнадцатая реконструкция.
Величественный храм Идзумо, выстроенный для почитания бога Окунинуси и четырех второстепенных богов, перестраивался 25 раз вплоть до 1744 г. Главное святилище (хондэн) представляет собой постройку с входом через фронтон, очень большое по размеру, вследствие чего получило название тайся, «огромное святилище». Первоначально, согласно легенде, оно достигало в высоту 100 м. Считается, что главное святилище храма Идзумо сохранило план древнейшей жилой архитектуры.
Третьим по счету из этих древних святилищ является Сумиёси. Оно состоит из четырех почти тождественных строений с входом через фронтон, которые поначалу возвышались над морем, т. к. относятся к культу богов морских путешествий. А сегодня они окружены городскими кварталами. Тогда как Исэ и Идзумо не были окрашены, Сумиёси отличают ярко красный и белый цвета.
Синтоистская архитектура очень рано в своем развитии начала принимать буддийские храмовые особенности. Например, ровный прямой карниз, как в святилище Сумиёси, постепенно приобрел спокойный изгиб как у буддийских храмов. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молитвы и другие подсобные помещения.
Дальнейшее проникновение буддийской архитектуры относится к периоду Хэйан (794−1185) и связано с развитием учения хондзи суйдзяку, в котором говорилось, что синтоистские божества в действительности являются воплощениями Будды и бодхисаттв. Это привело к появлению новых стилей касуга и нагарэ.
Стиль нагарэ наиболее широко используется при построении святилищ и характеризуется двускатной (или щипцовой) крышей, которая нависает над входом на нефронтонной стороне сооружения. Лучше всего это видно на примере двух главных залов в святилище Камо Миё и главного зала и зала хранения провизии (гондэн) в Камо Вакэикадзути, последняя реконструкция которого была проведена в 1863 г.
Стиль касуга представляет в плане одно помещение с входом и ступеньками на фронтонной части и огорожено одной крытой верандой. Храм Касуга, от которого пошло название стиля, был, вероятно, построен в 730-е гг. у подножия горы Микаса восточнее столицы Хэйдзёкё, сейчас город Нара. Конструкция этого храма состоит из четырех идентичных залов. Святилище перестраивалось каждые двадцать лет вплоть до 1863 г.
Данный стиль схож со стилем сумиёси применением красного и белого цвета, входом с фронтона и использованием бревенчатых крыш с разветвленными концами, но отличается меньшим размером и шатрово-щипцовой крышей с длинным и высоким навесом.
Два других примера стиля касуга, залы Касугадо и Хакусандо храма Эндзодзи, были завершены в 1197 г. и 1228 г. Они являются самыми древними сохранившимися святилищами этого стиля. Предполагается, что сначала они принадлежали храму Касуга, но были перенесены, когда Касуга перестраивался. Стиль касуга занимает второе место по применению в строительстве святилищ.
Стиль хатиман образовался в результате развития стиля нагарэ. Храмы стиля хатиман посвящены богу войны Хатиману. Такая практика впервые была использована в буддийских комплексах, когда было решено обеспечить отдельное пространство для прихожан. Помещение для верующих примыкает к главному храмовому зданию. В этом случае карнизы крыш обеих построек соединяются.
Другой хорошо известный стиль — стиль хиэ, шатрово-щипцовой вариант стиля нагарэ с урезанной сзади крышей. К обычной крыше добавлены дополнительные области (хисаси) по всему периметру. Святилище Хиэ (город Оцу, префектура Сига), откуда пошло название стиля, содержит две одинаковые постройки к западу и востоку.
Другие архитектурные компоненты буддизма продолжали постепенно проникать в синтоистскую архитектурную традицию. Присоединялись коридоры, двухъярусные ворота, и даже пагоды. Образцом соединения архитектуры двух вер является святилище Ицукусима (префектура Хиросима). Первоначально построенное в 1168 г. воином Киёмори, это святилище находится у воды. Во время прилива кажется, что главные здания с соединяющими их коридорами плывут по воде. Использование соединяющих коридоров напоминает о стиле синдэн, который применялся в жилых постройках аристократии.
К завершению хэйанского периода в конце XII в. главные стили строительства святилищ приобретают постоянные черты. Дальнейшее развитие свелось лишь к некоторым вариациям в конфигурации или орнаменте. В храме Кибицу, построенном в 1425 г., соединяются под одной шатрово-щипцовой крышей главный зал (хондэн) и зал для прихожан (хайдэн). Храмы, в которых использование декорированных украшений заметно увеличилось, — Ондзодзи (префектура Сига, XIV в.) и более известный храм Тосёгу в городе Никко (префектура Тосиги).
С утверждением власти феодалов рода Токугава парадный стиль дворцовых и храмовых построек эволюционирует в сторону пышности, увеличения архитектурного декора.
Тяга к изощренности, обилию украшений и скульптурной резьбе особенно заметна в оформлении комплекса храма-мавзолея сёгунов Токугава в Никко, выстроенном в первой половине XVII в. Хотя погребальные храмы знати издавна отличались большой нарядностью, мавзолеи новых правителей превзошли роскошью все былые архитектурные формы. Идея богатства и знатности сёгунов получила здесь свое наглядное, зрительное воплощение. Мавзолеи строились не только архитекторами и плотниками, но и собранными со всех концов страны резчиками по дереву, скульпторами, мастерами по обработке металла, живописцами. Огромный ансамбль включил в себя два больших комплекса из 34 и 18 построек, вольно трактующих разнообразные стили.
В главном ансамбле Тосёгу (1617−1636) ощущение роскоши и изобилия создавалось узорчатостью входных ворот ёмэймон («ворота, освещенные солнцем»). Их колонны со сложными фигурными капителями несли тяжелую вычурную крышу, украшенную резьбой и позолотой. Не менее пышными были и ворота комплекса — карамон («китайские ворота»), покрытые по белой лаковой поверхности узорами в виде золотых драконов. Интерьеры Тосёгу столь же богато украшались, как и наружная часть. Живопись, накладки из бронзы, резьба по дереву — все соединялось в них в причудливом великолепии.
Современный внешний вид храма Тосёгу стал результатом перестройки, проведенной с 1634 по 1636 гг. Законченный в 1653 г. малый комплекс Таёнбё находится на холме к западу от Тосёгу. Оба храма хорошо сочетаются с окружающим ландшафтом. Дорога к ним расположена таким образом, что следующий поворот открывает абсолютно другую перспективу здания. Следовательно, размещение отдельных структур способствует действительно эффекту барокко. Два мавзолея соединены другими постройками, такими как святилище Футарасан, стоящее между Тосёгу и Таёнбё. Танге К. Архитектура Японии: традиция и современность. — М., 1976. С. 54.
Величию и внешнему виду ансамблей в Никко вскоре стали подражать святилища по всей стране. Главный зал святилища Торинокосандзё (префектура Тосиги), сооруженный в 1783 г., хорошо это демонстрирует: верхние задние балки здания украшены вырезанными на них драконами, крытая галерея поддерживается перекладинами, покрытыми подобными узорами.
Тенденция к большему декорированию архитектурных сооружений распространяется в течение периода Эдо (1600−1868). Изогнутые подпорки, слегка украшенные в ранних постройках, к концу Эдо стали полностью покрываться орнаментом флоры и фауны. Такая техника применялась только к внешним частям зданий.
В то же время строители нашли несколько действительно новых решений. Одна из причин этого заключалась в том, что происходило постепенное развитие новой системы здания, киваридзуцу, основанной на пропорциях и модулях. Согласно ей, размер каждой части строения должен соответствовать другой. Эти пропорции были установлены в книге «Киварисо». Система киваридзуцу была удобна для плотников, но могла не подходить для общего вида здания, что обусловило разнообразие в искусстве украшения зданий деталями.