Наставления киевского князя
Поучение" возвещало светское понимание мира и назначения человека. В сочинении Мономаха церковная тема намечена лишь отчасти, из чего явствует, что отношения между светской и духовной властью уже тогда приняли конфронтационный характер. Правомерность такого предположения подтверждается «Посланием» митрополита-грека Никифора, в котором он упрекал киевского князя за принижение роли христианских… Читать ещё >
Наставления киевского князя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пожалуй, наибольший интерес представляет «Поучение Владимира Мономаха», сохранившееся только в составе «Повести временных лет». Это сочинение посвящено вопросу о христианских обязанностях мирского человека, в том числе князя.
По мнению Мономаха, самое большое чудо из всего, что сотворил Бог, — это человек. «И сему чюду дивуемъся, — писал он, — како от персти создав человека, како образи розноличнии в человечьскых лицих, аще и весь мир совокупить, не вси в един образ, но кый же своим лиць образом, по Божии мудрости».
Главная черта человека — любовь к ближнему, а это значит: а) «Убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите»; б) «Не вдавайте сильным погубити человека»; в) «Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его». Каждый должен помнить, что он смертен («днесе живы, и заутра в гроб») и не позволять себе величаться перед другими. Старого надо чтить как отца, молодого как брата. Жену свою любить, но не давать ей власти над собой. И не проходить мимо человека, не приветив его и не сказав ему доброго слова. Так укрепится душа и избегнет согрешений.
Мономах убежден, что Бог требует от человека простых дел: покаяния, слез и милостыни. Их исполнение «не тяжко», во всяком случае по сравнению с тем, что «инии добрии терпять», постригаясь в монашество либо проводя время в постах и одиночестве. Зато «теми делы треми», считал Мономах, можно «избыти грехов своих и царствия не лишитися». И еще он советовал перед сном, «аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды». Тем ночным поклоном, на его взгляд, «человек побеждаеть дьявола, и что в день согрешить, а темь человек избываеть».
Значение и достоинство человека определяется его знаниями и трудом. Надо учиться всему благому, чтобы уметь делать добро. И не ленитесь, наставлял Мономах, «леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а его же не умееть, а тому ся не учить»[1].
«Поучение» возвещало светское понимание мира и назначения человека. В сочинении Мономаха церковная тема намечена лишь отчасти, из чего явствует, что отношения между светской и духовной властью уже тогда приняли конфронтационный характер. Правомерность такого предположения подтверждается «Посланием» митрополита-грека Никифора, в котором он упрекал киевского князя за принижение роли христианских обрядов, в частности, поста.
- [1] Поучение Владимира Мономаха // Там же. С. 155−158.