Любовная лирика военных лет
В современных исследованиях наиболее полно жанрово-стилистические формы русской поэзии периода Великой Отечественной Войны изучены в работе З. А. Нахушевой. Исследователь рассматривает особую роль военных событий исторической значимости в формировании русской и национальных литератур СССР. По мнению Нахушевой, поэзия первого военного периода -1941;1943;х годов — до коренного перелома… Читать ещё >
Любовная лирика военных лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жанрово-стилевое многообразие фронтовой поэзии
Исследованию фронтовой поэзии посвящены работы многих отечественных ученых как советского, так и современного периода: А.М. Абрамова16, Ю.П. Иванова17, И.Ф. Герасимовой18, С.А. Щербакова19, Е.С. Романовой20. Важно отметить, что за последние десятилетия исследования фронтовой поэзии посвящаются в основном изучению творчества одного поэта или же изучению поэзии, характерной для отдельной этнической культуры. Так, в работах перечисленных выше современных исследователей достаточно глубоко изучено творческое наследие К. М. Симонова, А. Твардовского, Н. К. Старшинова, А. Межирова. Также пристальное внимание исследователей получили проблемы развития кабардино-балкарской21, осетинской22, каракалпакской23, балкарской24, кумыкской25 поэзии военного периода.
Тем не менее, несмотря на то, что фронтовая поэзия стала объектом изучения не только литературоведов, но и специалистов в области истории, психологии, военного дела, в настоящее время проблемам изучения жанрово-стилистического многообразия фронтовой поэзии уделено недостаточно внимания. В ходе анализа работ современных исследователей нам не удалость установить наличие комплексного, системного представления об обозначенной проблеме. Предпримем попытку систематизировать поэтические жанры военных лет и выявить наиболее яркие стихотворные произведения для каждого поэтического жанра, получившего широкое распространение в литературе периода Великой Отечественной Войны.
В современных исследованиях наиболее полно жанрово-стилистические формы русской поэзии периода Великой Отечественной Войны изучены в работе З. А. Нахушевой. Исследователь рассматривает особую роль военных событий исторической значимости в формировании русской и национальных литератур СССР. По мнению Нахушевой, поэзия первого военного периода -1941;1943;х годов — до коренного перелома — концентрируется на темах трагизма войны и пафоса предстоящей великой победы, прославления ратных подвигов и оплакивания безвозвратных потерь, а содержание поэзии приобретает художественное свойство действенности, стремится к народной простоте, доступности, легкости восприятия. Стихи этого периода обращаются напрямую к душе человека, стоящего перед лицом ужасов войны. Этот важнейший эстетический принцип поэзии периода Великой Отечественной войны был предельно четко определен поэтом Н. Рыленковым: «Мы, возмужав, навек постигли, Закон суровой простоты» .
По мнению З. А. Нахушевой, многие поэты перешли в этот период от сложных поэтических форм к простым и предельно доступным. Кроме того, военные годы сформировали потребность в поэтическом творчестве даже у тех, кто в мирное время поэтом не был. В период 1941;1943;х гг. в поэзию вошло новое поколение поэтов — участников боевых действий, прошедших через суровые военные испытания: это Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, М. Львов, М. Максимов, А. Межиров, С. Наровчатов, А. Недогонов, С. Орлов, Н. Старшинов и многие другие. Их поэзия шла из военного быта и напрямую, без усложений, просто и предельно искренне отражала мысли и надежды фронтовиков. Из этого осознанного стремления к простоте стиха, которого поэты-фронтовики неуклонно придерживались, сформировались новые жанры военной поэзии, приобретавшие трансформированные фольклорные формы: заклинание, проклятье, плач, песня, клятва и др. Также исследователь отмечает, что для этого периода характерна агитационная, мотивирующая поэзия, воплощенная в жанрах стихотворного призыва и напутствия.
Более поздний военный период 1943;1945 гг., после сражений на Курской дуге, характеризуется обращением поэзии к осмыслению пройденного советским солдатом пути, постепенным возвращением к более сложным художественным формам, возрождению интереса к лирическим стихотворным произведениям и, соответственно, к расширению спектра поэтических жанров26.
Таким образом, З. А. Нахушева выделяет следующие типы жанров фронтовой поэзии: фольклорный, агитационный, лирический.
В исследовании И. Ф. Герасимовой, посвященном изучению поэзии К. М. Симонова, рассматривается проблема литературы военного времени — как отражения процесса становления массового оборонного сознания, возводящая поэзию в ранг духовного оружия народа. Острая потребность народного сознания в простой, ясной поэзии сформировала, по мнению исследователя, такие жанры фронтового стиха, как: стихотворение-лозунг, стихотворный фельетон, поэтическое переложение передовой статьи в газете, стихотворение-отповедь врагу, стихотворение-инвектива, памятка бойцу, стихотворение-воззвание к воюющему народу, стихотворение-клятва. Также особую роль стали играть канонические жанры поэзии: песня, баллада, послание27.
Анализируя мнения исследователей фронтовой поэзии можно прийти к выводу, что поэзию военного периода справедливо разделить на три принципиально различных категории по направленности и стилевым жанрам: агитационную, народную и личностную. Агитационная поэзия направлена на то, чтобы напрямую воздействовать на массовое сознание; эта поэзия целенаправленно создается признанными, «профессиональными» поэтами — с целью формирования боевого духа народа, формирования у него настроя на борьбу и победу.
Народная и личностная поэзия не имеет явной агитационной цели, хотя многие из этих произведений оказались настолько близки фронтовому братству, что оказывали даже большее влияние на его боевой дух, чем собственно агитационная поэзия. И народная, и личностная поэзия создавались, что называется, «по зову сердца» фронтовиков. Народная поэзия затрагивает тематику военных действий, фронтовых будней, армейского быта, подвига, героизма; личностная поэзия рождается от внутренних переживаний поэта и обращена к темам молодости, дома, любви, семьи, надеждам на будущее. Из этого следует, что на формирование жанров фронтовой поэзии существенное влияние оказывает личность поэта и те обстоятельства, которые побуждают человека к творческой, поэтической деятельности. Рассмотрим подробнее условия, которые оказали наиболее сильное влияние на становление фронтовых поэтических жанров. Итак,.
- — во-первых, война является колоссальным психологическим стрессом для любого, даже самого мужественного человека. Непрерывная угроза смерти, непрекращающийся страх за жизнь, здоровье и честь близких, свидетельства гибели фронтовых товарищей и однополчан — все это деформирует психику нормального человека, в то же время вырабатывая защитные механизмы, требующие для стресса выхода, очищения перегруженного сознания от ужасов войны;
- — во-вторых, по нашему мнению, творчество является единственным инструментом личности для вывода стресса, поскольку только творчество в условиях войны может быть индивидуализировано;
- — в-третьих, поэзия является по существу единственным доступным видом и вариантом творчества для любого военнослужащего, находящегося в условиях боевых действий, по трем причинам. Первая: язык — это то, чем владеет каждый, однако далеко не каждый владеет техникой изобразительного искусства или хотя бы азбучной музыкальной грамотой.
Вторая — в условиях боевых действий на фронте нет ни ресурсов, ни технических возможностей для занятий изобразительным или музыкальным искусством — холстов, мольбертов, красок, кистей, музыкальных инструментов и т. п., не считая, разумеется, тех, что предназначены непосредственно для выполнения боевых задач. Третья — краткость поэтических форм позволяет создавать наполненные глубоким смыслом произведения в условиях коротких передышек между боевыми действиями и в целом дефицита свободного времени. Наконец, сохранить вырванный из фронтового блокнота листок со стихотворением несравненно проще, чем объемную рукопись, да еще и большого формата, с произведением прозаического жанра.
— в-четвертых, отмеченная выше краткость поэтических произведений позволяет во всей полноте выразить ключевые, главные для личности мысли и переживания в простой и понятной форме.
Именно эти и только эти условия сформировали, на наш взгляд, особое военное поколение русских советских поэтов, включавшее в себя как поэтов, получивших литературное признание в довоенный период, так и поэтов, чей талант полностью раскрылся лишь во время войны, хотя в мирных условиях он мог и не раскрыться вовсе.
Обратимся к выявлению конкретных жанров фронтовой поэзии, получивших наиболее широкое распространение. При этом в качестве основы для нашего анализа будем принимать результаты рассмотрения изученных нами ранее исследований и собственный анализ фронтовой поэзии.
Перед этим, впрочем, обратим внимание на то, что огромный вклад в сохранение творческого наследия поэтов-фронтовиков вносят некоммерческие электронные ресурсы, посвященные памяти Великой Отечественной Войны. Нами в ходе анализа фронтовой поэзии были изучены стихотворения военных лет, опубликованные в Интернет-портале «Огонь войны», включающем в себя более двух тысяч стихотворений поэтов-фронтовиков и являющимся, на наш взгляд, наиболее полным собранием лучших стихотворных произведений военного времени28.
В ходе исследования нами были рассмотрены стилевые и тематические особенности поэзии более чем двухсот поэтов-фронтовиков, в результате чего предлагается выделить следующие жанры фронтовой поэзии: определение формы стиха, определение тематики стиха, определение частоты встречаемости формы и тематики стиха во фронтовой поэзии.
Баллада. Традиционно под балладой понимается сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале и обязательно с мрачным, таинственным колоритом. Фронтовая баллада является сюжетным стихотворением, построенном на реальном или собирательном материале о военных действиях и акцентирующем внимание на противоречии героизма и жертвы, а также прославляющем главного героя.
Примером жанра баллады является произведение К. Симонова «Сын артиллериста», посвящённое подвигу молодого лейтенанта, направлявшего огонь своей артиллерии из тыла врага в условиях обстрела как со стороны своих, так и со стороны противника. При этом отчетливо прослеживается внутренняя борьба командира-артиллериста между долгом и честью, с одной стороны, и привязанностью к лейтенанту, ставшего ему сыном, с другой: «Отцовский мой долг и право, Сыном своим рисковать, Раньше других я должен, Сына вперед послать». В балладе раскрывается тема патриотизма и воинского долга, стоящего превыше всего и в том числе — личных мотивов.
Еще одним ярким примером баллады является произведение Д. Каневского «Баллада о Тимофее Щербакове». Баллада посвящена собирательному образу русского сибирского богатыря, причём с первых строк поэт рисует его могучий облик «Идет он вперед, широк его шаг, Парень — косая сажень в плечах». Богатырь не только силен, но и умен и находчив. Сюжет баллады раскрывает эти качества главного героя в описании простых и эффективных решений, которые Тимофей Щербаков находит в бою. Баллада вызывает невольную и неподдельную гордость за героя, вселяет читателя уверенность в победу русского солдата: «Там, где идет Щербаков Тимофей, Немцам вовек не собрать костей!» .
Патриотические, поднимающие боевой дух баллады писали многие талантливые поэты-фронтовики: М. Беляев, М. Абрамчик, А. Говоров, Г. Столяров, В. Стрельченко и др.
Лирико-военный пейзаж. Лирико-военный пейзаж — это стихотворное произведение, включающее точное описание природы на фоне боевых действий. Для этого жанра характерно противопоставление мирного пейзажа и ожесточенных боев; природа и война являются антагонистами, что раскрывает противоестественную сущность войны.
Примером лирико-военного пейзажа представляется стихотворение Б. Слуцкого «Военный рассвет». Дается тонкое описание природы: «И каплет медленная роса — Слезы из глаз тишины. Рассвет. По высям облачных гор, Лезет солнце, все в рыжих лучах» сменяется образами и снами усталых солдат: «И видит во сне сержант: Гитлер! Вот он, к стене прижат! Залп. Гитлер падает у стены. (Утром самые сладкие сны.)». Поэт словно призывает сами силы природы на борьбу с врагом и его уничтожение: «Во имя света для всей земли, По темноте — пли! Солнце! Всеми лучами грянь!». Так, помимо явного призыва к борьбе с врагом, становится очевидным ещё и противоречие между мирным характером природы, рассвета и войной.
В жанре лирико-военного пейзажа написано множество глубоких и тонких военных стихов: П. Шубина «В секрете», Фатых Карима «Дикие гуси», В. Журавлева «Пейзаж», И. Уткина «Пейзаж» и др.
Очерк. В общем понимании жанр очерка — это описательное натуральное и реалистичное изображение определенного события или явления. Как правило, очерк не содержит рефлексии автора, поскольку является полудокументальным жанром. Однако военные очерки в завершающей части могут включать ещё и авторскую эмоциональную оценку. Также объектом военного очерка могут быть не только события, но и зафиксированные эмоции и переживания участников боевых действий. Во фронтовой поэзии предлагается выделить три типа очерков по тематике описываемых явлений и степени эмоционального накала:
- — очерк фронтового быта, описывающий характер устройства солдатской жизни, затрагивающий жизненно важные проблемы удовлетворения первичных человеческих потребностей (питание, питье, тепло) и бытовые проблемы, связанные со спецификой походной жизни (транспорт, связь, перемещение). В жанре очерка фронтового быта выполнены стихотворения А. Межирова «Утром», Ю. Друниной «Солдатские будни» и др.
- — очерк боевых действий, являющийся подтипом батального жанра, включающий описание боевого противостояния, различных видов применяемого оружия, военной тактики, а также состояние, страх и переживания бойцов. Примером очерка боевых действий являются произведения: Ю. Белаша «Медлить больше нельзя: мины рвутся у ног…», М. Джалиля «Каска», Фатых Карима «Моя серая шинель», П. Шубина «Полмига» .
- — очерк противоестественности, жестокости и ужасов войны, раскрывающий страшную правду о зверствах захватчиков, бесчеловечных жестокостях, неприкрыто показывающий последствия боевых действий, включая детальное описание полученных ранений и смерти. В этом жанре выполнены стихотворения: Ю. Белаша «Глаза», М. Джалиля «Волки», И. Уткина «Я видел сам…», Б. Слуцкого «Кёльнская яма» .
Песня. В поэзии песня как жанр разделяется на две категории: эпическая, близкая к балладе, и лирическая, отражающая глубинные переживания героя или автора поэтического произведения. Песня стала одним из наиболее распространенных жанров военной поэзии. Отметим, что к песне можно отнести произведение вне зависимости от его объема. По тематике поднимаемых проблем поэтические песни военных лет можно разделить на следующие категории:
- — патриотические, направленные на поднятие боевого духа, прославляющие народ и Родину, подвиги героев. Патриотическим песнями являются произведения: А. Межирова «Музыка», Н. Старшинова «Песня о пехоте», С. Орлова «Спят солдаты крепким сном…», И. Уткина «Заздравная песня», В. Абросимова «Хватило б только сил…» .
- — рефлексивные, включающие размышления автора о судьбе солдата, о судьбе военного поколения, например: С. Гудзенко «Мое поколение», Ю. Друнина «Качается рожь несжатая…», Ю. Левитанский «Мое поколение», Ю. Белаш. «…Портится февральская погода…» .
- — мемориальные, посвященные памяти погибших. Мемориальная песня может быть как в память о конкретном человеке, так и об абстрактном, собирательном образе героя, может посвящаться памяти отдельного человека или же памяти о группе погибших — конкретному военному подразделению или же всем павшим воинам. В жанре мемориальной песни выполнены стихи: Н. Майорова «Нам не дано спокойно сгнить в могиле…», С. Орлова «Земля летит, зеленая, навстречу», «Его зарыли в шар земной…», И. Уткина «Стою в смятенье у порога…», Ю. Кузнецов «Возвращение» и др.
Послание. Послание — поэтический жанр обращения автора к известному лицу. Послание может быть выполнено в лирической, иронической или сатирической формах. В военной поэзии жанр послания занимает особое место. Тематика послания в этом контексте очень разнообразна — от фронтовых посланий родным и близким до посланий фронтовика будущим поколениям. В жанре послания выполнены стихи А. Абашели «Поэтам будущего», Т. Жарокова «Послание друзьям», П. Шубина «Утешителям не поверишь…» .
Отдельное место в жанре послания занимает послание-просьба, характерное для любовной лирики военных лет. Примером послания-просьбы являются стихи: К. Симонова «Жди меня», Б. Богаткова «У эшелона обнимемся», М. Сурначева «Письмо к маме» .
Стихотворение-призыв. Жанр стихотворения-призыва — это агитационная поэтическая форма, как правило, характеризующаяся краткостью, простотой и доступностью и нацеленная на мотивацию народа к борьбе с врагом. Помимо мотивирующей, стихотворение-призыв выполняет еще и разъясняющую функцию, показывая, как именно должен поступать и действовать человек в определенных условиях. Стихотворениями-призывами являются следующие произведения: К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…», П. Шубина «В день годовщины», Г. Левина «Ну, я пойду…», Ю. Белаша «Пехота», В. Инбер «Бей врага» и др.
Стихотворение-клятва. Стихотворение-клятва — это клятва, данная поэтом в стихотворной форме. В военной поэзии стихотворение-клятва затрагивает тематику победы, борьбы до победного конца, обещаний ждать и дождаться. Яркими примерами стихотворения-клятвы являются стихи: Г. Абашидзе «Победитель», А. Ахматовой «Клятва», Н. Старшинова «Болота, населенные чертями…», Р. Гамзатова «Клятва сыновей» и др.
Подведем краткий итог нашего рассмотрения. Нами были выделены семь наиболее распространенных жанров фронтовой поэзии. Сама она отличается особым разнообразием жанров, поскольку условия войны побудили к поэтической деятельности множество талантливых людей, каждый из которых обращался к единой для всех проблеме войны и мира в собственном уникальном и неповторимом жанровом стиле, что сформировало целый пласт новых поэтических жанров.
Безусловно, многообразие поэзии военных лет не ограничивается рассмотренными нами жанрами, поэтому исследования и классификация жанров фронтовой поэзии представляется сложной, масштабной исследовательской задачей, требующей дальнейшей реализации.