Искусство Беларуси XIX — начала XX века
Ко второй половине XIX века в истории искусства Беларуси в музейном собрании принадлежат имена таких художников, как Никодим Силиванович, чье небольшое полотно «Солдат с мальчиком» созвучно программным поискам школы Венецианова, Ипполит Горавский, чье полотно «У креста. Смерть повстанца» является художническим проявлением гражданской позиции, откликом на трагический результат освободительного… Читать ещё >
Искусство Беларуси XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Искусство Беларуси XIX — начала XX века представлено в основной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь и в его филиалах Небольшой (около 500 произведений) состав данного раздела объясняется тем, что в результате второй мировой войны большинство произведений художественного наследия Беларуси, коллекции многих музеев погибли. Произведения художников XIX века тщательно собирались музеем как путем поступления возвращенных из Германии белорусских довоенных собраний, так и путем закупок из частных коллекций Москвы, Петербурга и других городов России.
Специфика формирования этой коллекции музея во многом обусловлена историческими причинами развития художественной культуры Белоруссии в XIX веке.
В филиале музея «Дом Ваньковичей» на постоянной выставке усадебных портретов демонстрируются двадцать произведений, выполненных в основном неизвестными художниками в конце XVIII — первой половине XIX в. Они сохранили многие приметы традиционного «сарматского портрета» предыдущих столетий — изображения гербов, развернутых объяснительных надписей. Есть среди усадебных портретов произведения рубежа XVIII — первой половины XIX века, авторы которых известны, это — Константин Александрович и Юзеф Пешка, Мартин Яблонский и Клеменс Ивашкевич.
Искусству Беларуси первой половины — середины XIX века выразительную характеристику дает творчество белорусских мастеров, много работавших в России — Иосифа Олешкевича и Сергея Зарянко. Три портретных произведения Олешкевича и два — Зарянко являются украшением музейной экспозиции.
Особенную ценность в собрании музея, посвященном искусству Беларуси XIX в., представляют 25 живописных полотен Ивана Хруцкого, демонстрирующих все периоды его творческого пути, разнообразие его художественных интересов: не только натюрморты, особенно прославившие имя художника, но и портреты, портреты в интерьере, жанровые сцены.
Ко второй половине XIX века в истории искусства Беларуси в музейном собрании принадлежат имена таких художников, как Никодим Силиванович, чье небольшое полотно «Солдат с мальчиком» созвучно программным поискам школы Венецианова, Ипполит Горавский, чье полотно «У креста. Смерть повстанца» является художническим проявлением гражданской позиции, откликом на трагический результат освободительного восстания, Тадеуш Горецкий и Аполлинарий Горавский.
Рубеж XIX—XX вв. отображают произведение Фердинанда Рущица «У костела», пейзажные произведения и натюрморты Станислава Жуковского и утонченно-поэтические пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули.
Бялыницкий-Бируля — мастер лирического пейзажа. Коллекция его работ в музее большая (460 произведений), она отображает все этапы творчества пейзажиста. Любимый мотив его пейзажей — весеннее пробуждение природы. Этот сюжет Бялыницкий-Бируля варьировал неоднократно, прослеживая все стадии обновления природы весной.