Третий период.
Этапы развития архитектуры Древнего Рима
Колонна Траяна. Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3, 6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была… Читать ещё >
Третий период. Этапы развития архитектуры Древнего Рима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.
Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи.
Колизей от латинского означает колоссальный.
Размеры постройки впечатляют. Арена овальной формы занимает площадку 86 на 54 метра, все здание имеет диаметр по осям 156 и 188 метров, высота стены — 48 метров. 80 входов и 50 тысяч мест подтверждали колоссальность амфитеатра Флавиев.
При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор — сиденья, травертин — кольцевые стены, бетон и туф — радиальные стены, кирпич — арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора. Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Здание возводилось на 13-метровом бетонном фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых. Возведение постройки заняло всего 8 лет.
Пантеон, храм во имя всех богов. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. К основному объёму храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров. Когда идёт дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система.
Триумфальная Арка Константина. Трёх пролётная арка, построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием. Арка имеет высоту 21 м, ширину 25, 7 м и глубину 7, 4 м. Центральный пролёт 11, 5 м высотой и 6, 5 шириной, боковые: по 7, 4 м и 3, 4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.
Мосты. Одним из наиболее интересных римских мостов является мост Элия, построенный в 134 г. н.э., подводивший дорогу с Марсова поля к расположенному на другом берегу Тибра мавзолею Адриана. Мост состоял из семи пролетов: трех больших в середине моста и четырех малых (по два на каждом конце). Воспроизводя в несколько усложненном виде схему моста в Аримине, мост Элия также производит впечатление тяжеловесности и монументальности, но основные закономерности его художественного построения определяются не столько его утилитарным назначением, сколько его местом в городском ансамбле. Так, хотя мост построен в период высшего расцвета римского мостостроения, пролеты центральных арок его меньше пролетов целого ряда мостов, построенных ранее.
Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.
Колонна Траяна. Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3, 6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками. Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз.
Темрмы Траямна. Строительство терм началось в 104 году н. э. и закончилось в июле 109 года. Принятый императором Траяном, комплекс располагался у южного склона Оппийского холма. Термы Траяна были построены на месте, где ранее располагался Золотой дом Нерона. Термы, занимавшие площадь в 100 000 мІ состояли из бассейнов, в том числе тепидариев, кальдариев, фригидариев, а также гимназиев и аподитариев (раздевалки). Под термами располагалась система подземных проходов, используемых рабами и работниками для обслуживания объекта. После археологических раскопок 1997 год на территории терм были найдены руины строений, похожих на библиотеку. Термы Каракаллы строились по модели терм Траяна.
Термы Каракаллы. Термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые термами Антониниана. Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы были облицованы мраморными плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня и бетона — смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как бы скорлупу здания. В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска».
Термы Диоклетиана. В 305 году освящены в честь Диоклетиана. Бани площадью более 13 га. построены по плану сходному с термами Каракаллы и Траяна. Сооружения вмещали до 3 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.