Русская иконопись и Византия
К XII в. появляется Новгородская школа иконописи. До нас дошло несколько творений новгородских мастеров того времени, одна из них «Ангел Златые Власы». На иконе Архангел Гавриил, светлый вестник, изображен прекрасным юношей. Его задумчивый взгляд устремлен в неведомое пространство. Целостность иконного образа заключена в единстве тона, соразмерности форм. В мягких чертах лика заключена… Читать ещё >
Русская иконопись и Византия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье анализируется становление русской иконописи, формирование специфических свойств Русской иконописи, влияние Византии на нее.
Ключевые слова: Византия, иконопись, Россия русский иконопись византийский энкаустика темпера Древнерусская живопись — живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную роль, которая определяла ее характер. Русь приняла крещение от Византии и тем самым главное предназначение живописи — «воплощение слова» христианского вероучения в наглядные образы, поэтому в основе древнерусской живописи находится великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия, т. е. произведения, созданные согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
В настоящее время в нашей стране наблюдается значительный интерес к древнерусской иконописи. Это искусство, которое прошло сложные пути становления и развития. Это фундамент русской живописи. Но те, кто стремится познать ее сущность, встречаются с трудностями, так как сохранилось мало сведений об этом виде искусства.
Культура Руси формировалась с учетом ряда особенностей. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом отдельные региональные черты [1]. Важным моментом стало влияние двух религий. После принятия христианства, язычество не ушло, оно напоминало о себе почти во всех видах искусства. Русь была открытым государством и складывалась под влиянием других государств. Особое влияние оказала Византийская империя. Еще задолго до Крещения русичи могли познакомиться с византийским искусством. Этому способствовали походы на Константинополь, торговля на византийских землях и заключение выгодных договоров. Позже эти два государства связывала единая религия — христианство [2].
В качестве государственной религии христианство было признано в империи в IV в. Константином Великим. Теперь в храмах обязательным элементом становится икона. В это время и появляется особый вид искусства — иконопись.
Современному человеку трудно представить, что за появлением иконы стоит сложный сплав традиций христианского богословия с античностью. Своё начало ранневизантийская иконопись берет от египетских фаюмских портретов. К II в. н.э. в Египте, когда искусство мумифицирования во многом утрачено, вместо обычных масок, на лицо усопшего стали класть дощечку с его реальным портретом. Ее помещали точно на лице и прикрепляли пеленами так, чтобы видно было только лицо покойного. Для выполнения портрета использовали две техники: энкаустика и темпера.
Техника энкаустики подразумевала живопись восковыми красками. Это так называемый «горячий способ». Красочные пигменты смешивались с воском и подогревались. Их наносили на основу с помощью предварительно разогретых инструментов. По своему виду они напоминали современные масляные краски. Работа художника была тяжелой и требовала терпения. Никаких исправлений делать не позволялось, а быстро застывающий воск придавал портрету объемность. Многие образцы портретов античности были выполнены этим способом. Они отличались особым живоподобием и яркостью образов.
Другая не менее интересная техника выполнения портретов — темпера. Работа выполнялась красками, связующим веществом которых служил яичный желток. Каждый последующий слой наносился лишь после того, как просыхал предыдущий. Темперные портреты выполнялись на светлых или темных фонах. Их поверхность, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненных энкаустикой, была матовая. Лица обычно показаны фронтально.
Композиция портретов была погрудной, редко поясной. Главной задачей была точная передача портретного сходства, чтобы душа, покинувшая тело, смогла найти того, кому принадлежала.
Первые иконы Византии схожи с фаюмскими портретами Египта. Христианские художники, изображали святого на доске, применяя ту же технику. Но перед мастерами стояла другая задача. Нужно было научиться делать невидимое видимым. Икона являлась предметом моления. Изобразительные приемы приобретали большую строгость и каноничность. Между молящимся и святым должна возникнуть некая духовная связь.
Иконы писались при палатах архиереев в монастырях. Прежде чем начать работу, иконописец готовил себя: пребывал в молитве, соблюдал пост, то есть воздерживался от обильной еды. Работу над иконой называли «умным деланием». Далеко не каждый мог стать иконописцем.
В иконописании исчезало слово «лицо». Нет представления о форме носа, цвете глаз, веснушках или морщинках. Молящийся видит не земной, а духовный облик, не лицо, а лик, избавленный от всего временного и случайного.
Фон икон символизировал духовную сущность. Византийцы, считали: смысл любого искусства в красоте. Они писали иконы, при этом цвета никогда не смешивали. Каждый цвет имел свое значение. Золотой фон считался Божественным светом, белый — символизировал чистоту Христа, а красный — кровь Господа и его мучеников. Использовалась и определенная палитра цветов одежды. Покрывало Богородицы писали вишневым, а платье — синим. Существовала строгая фронтальность, святые изображались лицом к молящемуся. Пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, плечи сужаются. Всё тело, кроме лица скрывается за плоскими, распадающимися, складчатыми одеяниями. Взгляд святого строгий, отрешенный, святые смотрят сквозь зрителя. Любая передача объема была нежелательна, так как привлекала внимание к сущности телесной. Вот почему технику энкаустики заменила строгая темпера. Интересно то, что имена первых византийских иконописцев малоизвестны, работы обычно не подписывались.
Благодаря этим определенным нормам и возникает язык византийской иконописи, который впоследствии использовали и другие христианские государства. Исключением не была и Русь.
Византийская икона стала прообразом русской. После принятия христианства в X в. стали появляться мастерские, в которых созревали будущие иконописцы. Учителями стали греческие мастера. Одним из первых лучших иконописцев был преподобный Алимпий. Он принимал участие в украшении главного храма Киево-Печерской лавры — Успенского собора. Но достоверных произведений Алимпия не сохранилось. Возможно, его иконы хранились в Успенском соборе, который был разрушен в 1841 г. [3].
Русские иконы XI—XIII вв. по своей иконографии мало чем отличаются от византийских. Они близки к ним и по стилю, используется та же палитра красок. Но уже на данном этапе русская иконопись приобретает свои, пусть и малозаметные черты. Краски на русских иконах стали более яркими. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, но не радикальной, а едва приметной, сказывающейся в упрощении силуэта и оплощении формы [4].
К XII в. появляется Новгородская школа иконописи. До нас дошло несколько творений новгородских мастеров того времени, одна из них «Ангел Златые Власы». На иконе Архангел Гавриил, светлый вестник, изображен прекрасным юношей. Его задумчивый взгляд устремлен в неведомое пространство. Целостность иконного образа заключена в единстве тона, соразмерности форм. В мягких чертах лика заключена благодатная сила. За золотые пряди вьющихся волос образ и получил свое название. Люди считали Архангелов посланниками Божественного начала. Позже появляется Ярославская школа иконописи, которая приобрела свои отличительные черты и сохранила образы, созданные ее учениками [5].
Таким образом, Русь лишь приняла основы у Византии, переработав их и создав свое искусство под названием «иконопись». Ведь недаром Киев называли вторым Царьградом, поражавшим своей красотой. Культура Руси уникальна. Она не копировала, не подражала безоглядно и бездумно чужому наследию. Русь лишь синтезировала основы своих соседей, создавая при этом свою культуру. Еще А. С. Пушкин писал о том, что хоть мы и взяли у греков Евангелие и предание, но нравы Византии никогда не были нравами Киева [6].
Библиографический список
- 1. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000. 407 с.
- 2. Лихачева В. Д. Искусство Византии 4−15 вв. Серия: Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1981. 310 с.
- 3. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1996. 318 с.
- 4. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. 395 с.
- 5. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. 430 с.
- 6. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. 223 с.