Балаганный универсум: мифологическое время
Между тем, как свидетельствуют описания печатающих свои «репортажи» о гуляниях «под горами» репортеров XIX в., балаганы вообще отождествляются с праздничными гуляниями. Обратим внимание на тот факт, что балаганы, например, связаны с масленицей — последним зимним праздником и, как считается, самым разгульным. Разгул и обжорство предшествуют великому посту, когда люди довольствовались толокном… Читать ещё >
Балаганный универсум: мифологическое время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Балаган как значимый элемент праздника
Необходимость углубления в архаические эпохи происхождения балагана не исключает обращения к фактам его функционирования в России XIX в. Более того, она такое обращение предполагает. С самого начала будем исходить из времени функционирования балагана, а также из его соотнесенности с определенной частью городского пространства, что нас интересовало, когда мы рассматривали театр. Сопровождающая балаган архаическая символика сохраняется и в тех его формах, что известны по истории XIX в. Наши исследователи под «балаганами» обычно понимают нечто вроде функционирующего во время праздников и прежде всего, конечно, во время масленицы и пасхи театра. Если исходить из данного В. Далем определения балагана, то это не удивительно. Поскольку балаган отождествляется с сараем, т. е. с подмостками, площадкой, сценой для представлений, то он, естественно, ассоциируется с театром.
Между тем, как свидетельствуют описания печатающих свои «репортажи» о гуляниях «под горами» репортеров XIX в., балаганы вообще отождествляются с праздничными гуляниями. Обратим внимание на тот факт, что балаганы, например, связаны с масленицей — последним зимним праздником и, как считается, самым разгульным. Разгул и обжорство предшествуют великому посту, когда люди довольствовались толокном и пареной репой. Под «разгулом» следует понимать, например, катание с гор на санках и ледянках, а также катание на лошадях — на розвальнях и обшивнях. Эти ритуалы продолжались целую неделю. При Петре I масленичный разгул в Москве происходил в селе Петровском и Разгуляе. Позднее масленичные горы устраивались на Неглинной, на Москве-реке, под Новинском, а также на Девичьем поле. По праздникам московские загородные места (Марьина роща, Девичье поле и др.) обычно заполнялись веселящимся людом. Как утверждал И. Забелин, масленичные гуляния устраивались на Москвереке, напротив Кремля и на Неглинной, у Воскресенского моста51. Что касается Петербурга, то первоначально катальные горы здесь устраивались на льду Невы. С середины XVIII в. они происходили на Царицыном лугу, т. е. на Марсовом поле, а также на Адмиралтейской и Дворцовой площади. Поскольку такие гуляния происходили вблизи Зимнего дворца, то за веселящимся народом Екатерина II нередко могла наблюдать с балкона. Вообще, начиная с античности, зрелища были стихией, способствующей славе первых лиц государства. Этой традиции следовала и Екатерина И. Традицию массовых гуляний на Адмиралтейской и Дворцовой площади прервал лишь Павел I. Но с 1827 г. она была восстановлена вновь. С 1873 г. гуляния в Петербурге были вновь перенесены с Адмиралтейской площади на Марсово поле, где в 1897 г. на них был снова наложен запрет.
Обратимся к существующей в литературе периодизации истории балагана в Петербурге. Так, в этой истории различают три периода. В первый период (XVIII — I четверть XIX в.) петербургские гуляния с горами, качелями и каруселями происходят на Неве и в разных частях города. С 1827 по 1872 год народное веселье развертывается на Адмиралтейской площади, где устанавливаются балаганы, карусели и райки. Наконец, особо выделяется последняя четверть XIX в.52
При реконструкции истории балагана необходимо воспроизвести атмосферу городской площади конца XIX — начала XX в. и показать ее связь с архаическими системами зрелищ, прежде всего с ритуалом. Естественно, что городская площадь нас будет интересовать не вообще, не в соотнесенности, например, с экономическими, техническими или организационными факторами, а исключительно в ее праздничных проявлениях. Следовательно, нас будут интересовать лишь ее проявления, соответствующие праздничному календарю. Смысловым центром праздничной площади будет то, что известно как называемая «балаганом» форма народных представлений. Для мемуаристов, констатирующих в начале XX в. его исчезновение, это было лишь веселым театральным представлением, происходящим по праздникам, связанным с переходным временем, от зимы к весне. Поэтому предметом описания у них нередко оказывалась толпа веселящихся, ярмарка, шутки и каламбуры и т. д. Нам же важно представить балаган законсервировавшейся и дошедшей до XX в. древнейшей и мифологической формой мышления, получившей выражение в специфической системе показа или театрализованного представления.
В балаганном представлении воспроизводилась одна из древнейших форм картины мира в ее космологических, мифологических и сакральных измерениях. К началу XX в. из системы искусства и зрелищ она была вытеснена на периферию, т. е. в формы городских увеселений и развлечений. Собственно, в этих низовых слоях культуры она функционировала и в предшествующих столетиях, правда, в формах сакральных ритуалов. На наш взгляд, то, что дошло до XX в. в виде праздничных балаганных представлений, оказывается осколком системы ценностей, что начинала формироваться на стадии перехода от охотнической к земледельческой культуре. Следовательно, речь пойдет не только о конкретных театральных или балаганных представлениях, но и о том, что такие представления сопровождает, дополняя воссоздаваемую праздничной площадью картину мира. В связи с этим в понятие балаган будем вкладывать два смысла: узкое и широкое.
В узком смысле под балаганом следует понимать специфическое театрализованное представление, организуемое во временно построенном деревянном сооружении, т. е. в павильоне. В конце XIX — начале XX в. такое действо чаще всего представляло народную драму. В силу этого, балаган обособлялся от общей атмосферы праздника, имитируя профессиональный театр.
В широком смысле под ним необходимо подразумевать то, что происходит на праздничной площади. Не случайно балаганный антрепренер А. Лейферт обращает внимание на то, что раньше балаганами называли не одни театры, в которых давались представления в течение Масленой и Пасхальной недель, но все, что представляло из себя в эти недели Марсово поле, т. е. все пространство массовых зрелищ и увеселений53.
Балаганное представление отдельно от остальных действий на праздничной площади, от всего духа веселья, рассматривать нельзя. Балаган соотносился со всей стихией праздника и, прежде всего, с постоянно возобновляемым и повторяющимся праздничным временем. Стало быть, речь идет не просто о постройках, амбарах, сараях, в которых давались представления, а о возводимых на городских площадях во время рождества и масленицы гуляльных или катальных ледяных горах. В балаганах выступали петрушечники, вожаки ученых медведей, фокусники, раешники, панорамщики, звукоподражатели, балагуры-острословы и т. д. Иногда их называли «паяцами»54. По сути дела, балаганное представление предвосхищает цирковую программу, о чем мы еще скажем.
Таким образом, балаган — это одновременно и театрализованные представления, и массовые гуляния в центре поселений, и разнообразные, приуроченные к рождеству и масленице формы праздничного веселья. А. Алексеев-Яковлев, режиссерская карьера которого началась в балаганных пантомимах на Адмиралтейской площади у братьев Легат и В. Берга, о гуляниях на Адмиралтейской площади говорит так:
Здесь за два-три дня до начала масленой недели вырастали высокие, широкие и длинные ледяные горы — и «под горами» закипало многолюдное народное гуляние со сравнительно большой и разнообразной зрелищной частью, сосредоточенной в расположенных кругом балаганах. Но как бы ни были пестры впечатления от этих гуляний, в основе их все же оставались ледяные горы. И вполне естественно, что, подразумевая все это гулянье в целом, в народе обычно говорили: «погулять на горах», «погулять под горами»55.
Символично и то, что с окончанием праздника постройки для балаганов разбирались и устранялись. Этим подчеркивалось, что они были проявлением лишь праздничного, а не повседневного времени, граница между которыми составляла значимую особенность традиционной культуры.
Для воссоздания атмосферы массовых гуляний в Москве обратимся к периодической печати. Так, в апреле 1825 г. в газете «Северная пчела» отмечалось, что гулянья на Святой неделе в Петербурге дают лишь слабое представление о народном гулянье, происходящем в это время в древней столице под Новинском56. В Москве пространство для гуляний распространялось от Кудрина до Смоленского рынка. В центре таких гуляний — ряд шатров, прерывающихся разного рода качелями и катальными горами, превращающими Новинское гулянье в веселый азиатский город:
С 12 часов утра до сумерек наблюдателю открыта живая и беспрерывно движущаяся картина: на качелях кружатся, поднимаются и опускаются с песнями веселые простолюдины, катаются с гор отважные, на балконах шатров под звуки вальса кривляются, забавляют чернь своими шутками паясы, а хитрые хозяева балаганов ласково приглашают почтенных господ в свою комедию. Толпа перебегает из одного шатра в другой, и в одном видит проворство фокусника над картами, шариками, деньгами, в другом любуется резвою нимфою, пляшущею под экосез на канате, в третьем ахает от удивления, смотря на проворного вольтижера, прыгающего на всем скаку с лошади и на лошадь. Тут же и Фраз показывает свой кабинет восковых фигур, которые не заслуживают презрения, и очень нравятся хорошей публике. Посреди гулянья открыта Ледюном прекрасная ресторация, где самый взыскательный гастроном находит полное удовлетворение своим прихотливым требованиям57.
Для более полного описания масленичных балаганов не следует пренебрегать кукольными представлениями. Так, в Петербурге на Адмиралтейской площади давались представления механического театра Клейшнека:
В самом деле механический театр Клейшнека — прекрасная вещь! Взгляните на его деревянных актеров: какая отчетливость в жестах, благородство в поступи, какая дикция — совершенно новая дикция, чудесная дикция! Они лучше говорят, чем наши первые любовники. А при этом, какое разнообразие таланта: нынче деревянный актер играет Фауста, завтра Дон Жуана, послезавтра Арлекина; теперь он турок, через полчаса волшебник, через час канатный танцовщик58.
Понятием балаган мы будем пользоваться исключительно в широком смысле, ставя акцент на всем шлейфе мифологических значений, которые лишь в этом случае и будут очевидны и без которых смысл балагана ускользает. По сути дела, этот широкий смысл приравнивает балаган к празднику, делая его синонимом праздника, причем, праздника, связанного с проводами зимы и встречей весны, т. е. иначе говоря, в соответствии с мировоззрением древнего человека, с умиранием старого и рождением нового космоса, когда смерть была предвосхищением жизни. Без этого космологического, а точнее, мифологического смысла не будет понятна и символика балагана и все являющиеся его слагаемыми многочисленные обряды и развлечения.
Касаясь структуры праздника, О. Фрейденберг утверждает, что он превращается в сумму представлений, для воспроизведения которых одного дня недостаточно. Поэтому праздник растягивается на несколько дней и даже на неделю. В течение этого времени представления, некогда функционирующие в виде исполняющихся на месте деятельности производственных обрядов, приобретают чисто зрелищную форму, не утрачивая, впрочем, присущих им сакральных свойств59. Впрочем, эти последние к XIX в. угасают и потому из религиозного и мифологического феномена балаган трансформируется в чисто праздничную, т. е. развлекательную акцию. Причем, праздничная жизнь может одновременно развертываться на уровне как частной, семейной, так и общественной жизни коллектива, охватывая как быт, так и религиозные сферы. Нельзя не отметить, что в России масленица отмечалась по-разному. Это различие прежде всего основывается на социальной иерархии. Так, имея в виду масленицу, Е. Авдеева говорит, что в высшем обществе на масленицу дают балы и маскарады в частных домах и в дворянском собрании60. При этом даже в самых знатных домах обычно приглашают на блины. После завтрака танцуют или выезжают на великолепных экипажах кататься. Наконец, в масленицу посещают театры, в которых в это время бывают утренние и вечерние представления. Среднее сословие утренние балы в масленицу не организует. Чиновники и купцы обычно ездят друг к другу в гости на блины. Затем катаются на горах или посещают театры. При этом московское купечество демонстративно щеголяет своими дорогими лошадьми. Простой народ столицы довольствуется блинами, взаимными угощениями и посещениями. Простолюдины любят кататься с гор и смотреть комедии в балаганах.
Особая статья — народные катания в столицах. По этому случаю открываются балаганы, в которых фокусники и балансеры демонстрируют свое искусство. Перед масленицей в городах хлопочут по поводу закупки рыбы, масла, яиц, свежей икры, пшеничной и гречневой муки. Блины обычно едят с икрой, семгой, маслинами, сметаной, маслом.
Репертуар балагана или, точнее, функционирующих на рубеже XIX— XX вв. балаганов не был окостеневшей и оказывающейся вне времени формой, но, вбирая в себя самые разные явления культуры и прежде всего театра, в том числе, западноевропейского, ассимилировал и культивировал их формы, которые после заката, собственно, балагана получат развитие в других формах, например, в цирке и кино. Если балаган этого времени экспансионистские тенденции и проявлял, то система мышления, которой обязано его появление, продолжала оставаться консервативной. Что бы балаган ни ассимилировал, он все приводил в соответствие с нормами присущего ему специфического кода, сформировавшегося под давлением сохраняющей связь с мифологическими представлениями архаической системы мышления.