Древнейшие русские иконы
На Руси известен преподобный Алипий — иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями «на учение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России… Читать ещё >
Древнейшие русские иконы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Великий Новгород: «Владимирская Богоматерь», «Спас Златая Риза», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение», «Знамение», «Спас Нерукотворный», «Никола Чудотворец», «Ангел Златые власы», «Умиление», «Облачное Успение».
Владимиро-суздальское княжество: «Феодоровская Богоматерь», «Боголюбская Богоматерь», «Димитрий Солунский», «Архангел Михаил», «Спас Эммануил», «Опоечный Деисус, «Спас Златые власы».
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У словян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.
На Руси известен преподобный Алипий — иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями «на учение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». У преподобного Алипия был ученик и спостник — преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России. В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.
В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московсий, Варлаам и Макарий.
«Спас Нерукотворный».
С изображением на обороте поклонения кресту (ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком. Икона была создана в конце XII века.
«Смоленская икона Божией Матери»
Смоленская икона (Дионисий, 1482 год). Дата появления: известна с XI века Иконографический тип: Одигитрия. Место нахождения: с 1943 года неизвестно Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
По преданию икона написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезничал Христос. Из Иерусалима икона попала в Константинополь. А из Византии на Русь прибыла как подарок князю Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.
«Апостолы Пётр и Павел» — икона середины XI века, самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из Новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея — заповедника.
Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквальноживопись, созданная на стенке (мольберте). Произведение станковой живописи — картина — создается на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шелке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие. Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью (в основном монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.
«Устюжское Благовещение».
Русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20 -30 е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.