СПЕЦИФИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XX в
Первый этап (1900 — начало 1940;х гг.) носит название «исторический авангард» или «модернизм», когда появляются первые авангардистские художественные группировки или течения: фовизм, экспрессионизм, кубизм (1905), футуризм (1907), абстракционизм (1910), дадаизм (1916), сюрреализм (1920). Спектр архитектурных модернистских направлений данного периода следующий: модерн (конец 1900;х — 1910;е гг… Читать ещё >
СПЕЦИФИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация зарубежного искусства XX в.: авангард, модернизм, постмодернизм
Зарубежное искусство XX столетия многолико и разнообразно, оно представляет собой огромный спектр различных художественных явлений, которые образуют собственно феномен искусства XX в. В данном столетии произошли важнейшие сдвиги в области культуры и искусства, так называемые культурно-исторические доминанты. Во-первых, это научно-техническая революция, когда «век пара» сменился на «век электричества», когда появились новые аудиовизуальные формы, такие как кинематограф, телевидение, а также были сделаны научные открытия в области ядерных технологий. Во-вторых, на протяжении XX в. происходили мировые войны, мировые военные конфликты пришли на смену локальным, что привело к перестройке карты мира. В-третьих, в XX в. начинается демократизация общества с присущей ей чертами: многопартийностью, парламентаризмом, свободой личности, плюрализмом взглядов. Также происходит процесс сближения стран с различными политическими системами как результат интеграции во второй половине XX в. — с помощью выборов в Совет Европы, с ликвидацией таможенных ограничений между отдельными государствами и, наконец, с созданием единой европейской денежной единицы.
Следующей важной стороной культурно-исторических доминант становится принятие правовых норм в XX в. (в частности, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции по охране прав культурного и природного наследия человечества, Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве). Наконец, в XX в. утверждается коммерциализация культуры, сопровождающаяся жесткой конкуренцией, отсутствием нравственных ограничений, пропагандой секса, насилия, жестокости. На этом культурном фоне художественные процессы XX в. в Европе и США являются неким отражением становления социально-политического строя и развития гражданского общества.
По мнению ведущих специалистов[1], новый визуальный язык XX в. проявляется в трех основных компонентах: в коммуникативности, психоанализе, релятивизме.
Периодизация зарубежного искусства XX в. выстраивается по трем основным этапам.
Первый этап (1900 — начало 1940;х гг.) носит название «исторический авангард» или «модернизм», когда появляются первые авангардистские художественные группировки или течения: фовизм, экспрессионизм, кубизм (1905), футуризм (1907), абстракционизм (1910), дадаизм (1916), сюрреализм (1920). Спектр архитектурных модернистских направлений данного периода следующий: модерн (конец 1900;х — 1910;е гг.); неоклассицизм (первый этап — около 1910;х — середина 1920;х гг., второй этап — 1930;е гг.); функционализм (первый этап — 1910;е, второй этап — 1920;1930;е гг.); экспрессионизм (1920;1930;е гг.).
Второй этап (1940 — середина 1970;х гг.) определяется как «второй авангард», включающий основные модернистские течения: абстрактный экспрессионизм, минимализм, концептуальное искусство, поп-арт, гиперреализм, «новый реализм». Архитектурные направления отчасти сохраняются во втором периоде: неоклассицизм — конец 1950;х гг., неоэкспрессионизм —1950;1970;с гг.
Третий этап (середина 1970;хгг. — конецXX в.) — постмодернизм, к нему относятся направления: граффити, акционизм, трансавангард, неоэкспрессионизм, видеоарт, сайенс-арт. Архитектурные поиски в этот период останавливаются на постмодернизме как единой стилевой линии: первый этап — 1975;1990;е; второй этап — 1990;2000;е (направления — деконструктивизм, хай-тек).
- [1] Взята за основу позиция исследователей в учебнике: Мировая художественная культура, XX век: Изобразительное искусство и дизайн (+CD) / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. П. Кабкова, Н. Н. Фомина, В. Д. Хан-Магомедова, Л. Г. Савенкова, Г. И. Аверьянова. СПб.: Питер, 2008.464 с.