Этнический стиль и творчество Кензо
В Британии создательницей коллекций в этническом стиле была Зандра Роудс (р. 1940). Закончив Королевский колледж искусств в 1966 г. по специальности дизайн текстиля, она вместе с дизайнером одежды Сильвией Эйтон основала собственную марку в 1968 г. Уже в первой коллекции были представлены необычные платья асимметричных конструкций с набивными рисунками по восточным мотивам. 3. Роудс увлекалась… Читать ещё >
Этнический стиль и творчество Кензо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиции материальной культуры других народов привлекают дизайнеров ничуть не менее, чем собственные. Другие культуры являются важным источником появления нового в моде. Интерес современного дизайна к традициям стран «третьего мира» вызван не только поисками новых форм и стилей; в восточных философиях, религиях ищут идеи нового образа жизни. В моделировании одежды обращение к традициям других стран имеет длинную историю. Восток всегда привлекал европейцев экзотикой и богатством. В любой период истории европейского костюма можно обнаружить восточные влияния: от эпохи Крестовых походов до этнического стиля в современной моде. Этнический стиль использовал элементы традиционного костюма разных народов мира. Как правило, это бесструктурная одежда простых форм: сари, саронг, кимоно, пончо и т. п. Многие модные цвета были заимствованы из цветовой культуры стран Востока — синий индиго, «цвета пряностей», «китайский желтый», «буддийский оранжевый», так же как аксессуары и украшения.
Плюрализм вкусов в современном мире означает и равноправие эстетических идеалов, в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с этнокультурной традицией. Наряду с европейским типом красоты равноправное место в моде заняли неевропейские образы человека. Еще в 1960;е гг. на подиумах появились «цветные» манекенщицы (у П. Кардена, Л. Феро и П. Рабанна), доказав, что эталоном красоты для современной женщины может быть не только представитель белой расы. В современной моде не существует как единого эталона модной формы, так и всеобщего эталона модного образа. В 1970;е гг. стали популярны модели с темным цветом кожи — Иман, Беверли Джонсон, принцесса Того Елизавета наряду с блондинками Джерри Холл, Марго Хемингуэй и Лорен Хаттон. Кумирами молодежи были первая жена М. Джаггера никарагуанка Бьянка Джаггер и Анжела Дэвис, общественная деятельница, выступавшая против расовой дискриминации, благодаря которой в моду вошли прически «а-ля Анжела Дэвис».
Возникновению этнического стиля способствовали путешествия во время отпуска, которые стали многим доступны в начале 1970;х гг. из-за снижения цен на авиабилеты. Интерес к Ближнему Востоку был спровоцирован войной на Кипре и нефтяным кризисом. В массовой моде этнический стиль сложился в 1970;е гг., определив атмосферу десятилетия, — ностальгию по традиционным ценностям и поиски нового, уход от реальности и простор для фантазии и экспериментов в моде. Этнический стиль смешивал элементы одежды и прикладного искусства народов стран «третьего мира» — Азии, Африки, Южной Америки. Особенно популярны были тюрбаны и турецкие шальвары, саронги и кафтаны. Иногда этнические элементы смешивались с колониальным стилем, который выражал ностальгию по ушедшей эпохе колониальных империй: белые или песочного цвета хлопковые брюки, рубашки, жилеты. Популярный вариант этнического стиля — цыганский стиль с пестрыми юбками и шалями, который предлагали Кэролайн Чарльз и Tea Портер. Благодаря «Русской коллекции» И. Сен-Лорана в моду вошел стиль «казаков» с шальварами и меховыми шапками.
Тенденция использования мотивов национального костюма в моде выявилась уже в конце 1960;х гг., но создателем этнического стиля считается японский дизайнер Кензо — «самый французский из японских модельеров». Кензо (Кэндзо Такада) родился в 1939 г. в провинции Хиого в селении Химейджи в небогатой семье. Он с детства интересовался модой и хотел учиться в известной токийской школе кройки и шитья «Бунка Гакэн», куда принимали только девочек. Но, уступив давлению родителей, Кензо поступил в университет г. Кобе на отделение английской литературы, где проучился только один семестр. Когда «Бунка Гакэн» объявила о том, что теперь принимает и юношей, Кензо бросил университет и уехал в Токио. Лишенный финансовой поддержки родителей, он работал подмастерьем маляра и учился на заочных дизайнерских курсах. В 1958 г. он поступил в «Бунка Гакэн», где проучился три года и считался одним из самых перспективных учеников. Еще учась в школе, Кензо выиграл несколько конкурсов, в том числе в 1960 г. престижный конкурс «Soen», и был принят на работу в универмаг «Sanai» дизайнером женской одежды.
Работая в Токио, он мечтал побывать в Париже и увидеть коллекции знаменитых кутюрье. Эта мечта осуществилась благодаря случаю. В 1964 г. в Токио проходили Олимпийские игры и на месте дома, где жил Кензо, должны были построить стадион. За снесенный дом власти выдали денежную компенсацию, и на эти деньги Кензо отправился в Европу. Он купил билет на торговое судно, которое по пути заходило в порты разных стран: Гонконг, Тайвань, Сингапур, Макао, Барселону. Впечатления от этого путешествия вдохновят впоследствии Кензо на создание коллекций в этническом стиле. Он сошел на берег в Марселе 1 января 1965 г. и поездом отправился в Париж. Чтобы заработать на жизнь, Кензо стриг собак в заведении на бульваре Распай и посещал показы Кардена, Шанель, Диора. Модели «от кутюр» ему казались столь же совершенными, сколь далекими от реальной жизни. Кензо решил заниматься более демократичной готовой одеждой, которой, как ему казалось, принадлежало будущее. Нарисовав несколько эскизов, он отважился показать их Луи Феро — пять из них были куплены женой Феро. Л. Феро порекомендовал Кензо редактору «Е11е». Кензо завел знакомства среди журналистов, которые помогли ему сделать карьеру.
Постепенно имя Кензо становилось известным, ему предлагали работу — пять лет после приезда во Францию он работал для нескольких магазинов и журналов. В 1970 г. знакомый предложил ему участвовать в открытии маленького магазина в галерее «Вивьен». Кензо ухватился за эту возможность открыть собственное дело. Первый показ коллекции Кензо был проведен 14 апреля под стеклянной крышей пассажа «Вивьен», а 15 апреля открыт сам магазин (совместно с Атсуко Кондо). На показе было всего 50 человек, но среди них — главный редактор «Е11е», которая дала обложку для фотографии модели Кензо. Первый показ имел большой успех, как и магазин, которому Кензо дал шокирующее многих название «Jangle Jap» (буквально «Джунгли япошки»), которое само по себе уже привлекало посетителей. В 1971 г. американский «Vogue» представил его бутик как новую идею организации модных магазинов в Париже.
Модная пресса восхищалась необычными моделями Кензо из японских хлопчатобумажных тканей — яркими блузами-кимоно простого кроя, укороченными брюками до колен, мини-платьями. Кензо стал первым японским модельером, который оказал влияние на европейскую моду. Чтобы добиться успеха на Западе, Кензо тщательно продумал стиль своих коллекций, смешав кимоно с западной одеждой: просторные свитера, широкие накладные плечи, прямые линии, широкие рукава. Но не случайно Кензо называли «самым французским из японских дизайнеров»; новые объемы он придал уже привычным вещам: блузам, туникам, штанам, жакетам, пальто и беретам. Он отказался от вытачек и застежек, предложив простые конструкции на основе кимоно. Японский подход к формообразованию проявился в объемности, «безразмерности» и многослойности одежды — Кензо предвосхитил стиль Oversize look конца семидесятых. Он придал новые объемы и пропорции трикотажным вещам, придумав платье-свитер с рукавами «кимоно» или «летучая мышь». В 1972 г. Кензо представил коллекцию, в которой соединялись разнообразные рисунки, до этого считавшиеся несочетаемыми: мелкий цветочный рисунок с полоской, клетка с полоской. «Диффузный стиль» соединял в одной модели фольклорный и классический, спортивный и этнический стили: широкую «крестьянскую» юбку носили со свитером, а классический пиджак — с романтической блузой с кружевами. Кензо в своих коллекциях использовал не только мотивы японского костюма — он обращался к национальной одежде народов мира. В 1970—1971 гг. огромным успехом пользовались юбки с оборками в стиле «кантри» из белого хлопка, которые соединялись с китайскими жакетами со стойкой, и стеганые куртки из белого хлопка, в 1973 г. — «крестьянские» модели. В коллекциях Кензо можно было увидеть испанские болеро, индийские «пайджама», бедуинские аба, индейскую бахрому, русские косоворотки и меховые шапки.
В 1976 г. Кензо зарегистрировал новый лейбл «Кензо» и представил коллекцию многослойных моделей прямого силуэта, в которых свободно соединялись различные рисунки и цвета, что стало «визитной карточкой» его стиля. В 1977 г. он придумал длинные пиджаки, в 1978 г. — платья-«баллоны» и короткие пиджаки в сочетании с широкими укороченными брюками. Коллекции Кензо тогда называли «деструктивный кутюр», хотя его модели были более приемлемыми для европейских и американских клиентов, чем модели других японских дизайнеров. Постепенно Кензо расширял свою «империю моды»: в 1983 г. основал линию мужской одежды и открыл бутик в Нью-Йорке, в 1986—1988 гг. открыл параллельные линии — «Kenzo Jeans», «Kenzo Junior», «Kenzo Enfant», «Kenzo Bebe». Появились линия парфюмерии и коллекции аксессуаров и предметов интерьера. В 1993 г. Кензо продал свою марку концерну LVMH и до 1999 г. оставался арт-директором своего дома моды. Показ последней коллекции, созданной самим Кензо, состоялся 7 октября 1999 г. Он был объединен с грандиозной ретроспективой моделей за 30 лет. Дизайнер объявил о своем уходе. Кензо был награжден Премией мира «за космополитическую карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций», — очень точная оценка творчества создателя этнического стиля.
Рис. 8.5. 3. Роудс. Платье из коллекции «Украина и шевроны и шали», 1970 г.
В Британии создательницей коллекций в этническом стиле была Зандра Роудс (р. 1940). Закончив Королевский колледж искусств в 1966 г. по специальности дизайн текстиля, она вместе с дизайнером одежды Сильвией Эйтон основала собственную марку в 1968 г. Уже в первой коллекции были представлены необычные платья асимметричных конструкций с набивными рисунками по восточным мотивам. 3. Роудс увлекалась искусством Востока и создавала экзотичные платья с кринолинами из тюля и вышивкой золотом. Шелковые пальто, вечерние платья с вышивкой, шали с росписью стали одним из символов этнического шика 1970;х гг. в стиле «богатых хиппи». Для коллекций 3. Роудс (рис. 8.5) было характерно смешение разнообразных творческих источников. Об этом говорили и названия ее коллекций: «Украина и шевроны и шали» (1970 г. — ее вдохновили украинские платки и форма Военно-Морских сил США), «Нью-Йорк и индейские перья», «Париж, оборки и пуговицы-цветы», «Мексика, сомбреро и опахала», «Япония и восхитительные лилии». В 1979 г. 3. Роудс показала коллекцию с китайскими мотивами, созданную под влиянием Пекинской оперы, традиционной китайской живописи и дворцовой архитектуры — с вышивкой и рукавами-пагодами.