Структура антропологического знания
Дифференциации, т. е. появления различных направлений — физической, популяционной, социальной, политической и т. д. антропологии, — ряд которых со временем приобрел статус самостоятельных наук; Антропология — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Сложность… Читать ещё >
Структура антропологического знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первое использование термина «антропология» восходит к античности, и на протяжении долгой истории термина в отношении предмета дисциплины, им подразумеваемой, нет однозначных трактовок. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) первым употребил этот термин для обозначения области знания, сфокусированной на духовной составляющей сущности человека, и в этом значении понятие «антропология» используется до сих пор, преимущественно, в философии и искусствознании. В XVI в. под антропологией начали понимать, скорее, биологическую науку. Так, в 1501 г. вышел в свет труд, посвященный описанию физического строения человека (анатомии) — книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела»; а в 1533 г. — книга Г. Капелла, озаглавленная «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», описывающая индивидуальные вариации строения тела человека. Видимо, именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии: как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и изменчивости, с другой.
Сложность предмета — человека, существа с двойственной, биосоциальной природой, — требует, чтобы в развитии дисциплины одновременно реализовывались два вектора:
- 1) дифференциации, т. е. появления различных направлений — физической, популяционной, социальной, политической и т. д. антропологии, — ряд которых со временем приобрел статус самостоятельных наук;
- 2) интеграции, т. е. развития антропологии как единой комплексной науки о человеке.
«Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», — писал французский социолог и этнограф К. Леви-Стросс [2001].
Итак, определим антропологию следующим образом.
Антропология — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
Определив, в общих чертах, что изучает антропология, перейдем к вопросу «как она это делает?», и рассмотрим методологию антропологического исследования.