Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Динамика ценностного комплекса: формирование, кризис, разрушение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценности героического прошлого, национальной культуры в течение последних лет вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, направленными на внедрение ценностей, примитивного образа жизни. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания порой становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви… Читать ещё >

Динамика ценностного комплекса: формирование, кризис, разрушение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование различных структур сознания личности, в том числе и ценностной структуры, в большой степени детерминировано теми социально экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются.

Кроме того, в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать.

Хотя сам вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, наибольшее звучание он получил в конце XIX — начале XX века. И это не случайно. Проблема ценностей всегда возникает в нестабильном обществе на стыке старой и новой культуры, когда происходит обесценивание старых социокультурных традиций, моральных и этических норм и зарождаются новые традиции и нормы.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как стадию развития между старой системой ценностей, дающей существенные сбои, и новой, которая находится в стадии становления. В процессе социализации молодому человеку уже не встретить готовый идеал, а придется самостоятельно находить для себя смысл и направление своей жизни.

Общество не может нормально функционировать и развиваться без существования определенных ценностей, разделяемых всеми гражданами, или хотя бы их очевидным большинством. Ценности, которые должны служить в качестве эталона, утратили это свойство и даже обрели отрицательный смысл. Ценностями стали наблюдаемые факты реальной действительности: власть, деньги, успех любой ценой и т. п. Вековой опыт показывает, что младшее поколение всегда формируется под влиянием требований реальной жизни, наставлений со стороны старших.

Воспитание в советскую эпоху имело и позитивные и негативные свойства. К безусловным достижениям воспитательных систем вузов советского периода необходимо отнести эффективное обеспечение ими подготовки образованных кадров для народного хозяйства и государственного управления, вовлеченных и духовно в строительство нового общества. Формировалась «личность — государственник». Мобилизационный характер воспитания позволил победить в годы Великой Отечественной войны, выдержать ряд испытаний социально-экономического характера. Но модель личности, ориентированная на строительство и жизнь в будущем совершенном обществе, хотя по замыслу, и была в высшей степени гуманистичной, не имела жизненной почвы. Социальная реальность опровергла эту модель тем, что люди, ориентированные всей системой общественного воспитания на эту модель личности, обычно стали проигрывать в жизненной борьбе.

В современных условиях произошло перемещение акцента в общественном воспитании на самовоспитание личности, что явилось одним из следствий демократизации, либерализации общества. Несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин были оторваны от истоков национальной культуры. Культура утратила функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного потенциала.

Ценности героического прошлого, национальной культуры в течение последних лет вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, направленными на внедрение ценностей, примитивного образа жизни. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания порой становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.

Молодое поколение сегодня способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. Развитие инновационных перспективно-воспроизводящих характеристик и свойств у молодежи может наиболее эффективно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации представляет собой систему определения важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой