Строение греческой трагедии
Начальная часть именовалась прологом, звучавшим до вступления хора. Пролог не ограничивал количество актеров. С монологом выступал один актер, представление целой сцены — более двух актеров. Иногда персонажи в прологе и не появлялись на сцене. Рамки между основными частями греческой трагедии определялись выступлениями хора — пародом, т. е. песнью хора при входе его на орхестру — круглую площадку… Читать ещё >
Строение греческой трагедии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Все трагедии начинались с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей-запевала.
Начальная часть именовалась прологом, звучавшим до вступления хора. Пролог не ограничивал количество актеров. С монологом выступал один актер, представление целой сцены — более двух актеров. Иногда персонажи в прологе и не появлялись на сцене. Рамки между основными частями греческой трагедии определялись выступлениями хора — пародом, т. е. песнью хора при входе его на орхестру — круглую площадку, служившую местом действия хора и актеров, и стасимами, песнями, которые хор поет, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Главная роль в эписодиях принадлежит не хору, а отдельным действующим лицам, хотя хор выступает в эписодиях на тех же правах, что и отдельные актеры. Обычно в эписодиях выступали от лица хора или его предводитель — корифей, или отдельные хоревты. Корифею давалось право вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью драмы был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Песни хора обычно разделяются на соответствующие друг другу строфы и антистрофы, которые заключаются конечной песней — эподом. Песни, исполняемые отдельными актерами (песни «соло»), называются монодиями.
Пение хора сопровождалось музыкой. Инструментом, аккомпанирующим лирической партии, была двойная флейта, сделанная из двух трубок, оканчивавшихся общим мундштуком. Музыкальный аккомпанемент только поддерживался общим хором, а танец был одновременно пантомимой и ко-ментарием к словам. Структура трагедии не менялась в соответствии с творчеством разных драматургов, но каждый из них вносил свои корректировки, касающиеся роли хора, корифея, количества актеров, костюмов, масок и т. д.
Эсхил Элевсинский (ок. 525−456 гг. до н.э.) является законодателем трагедии. Он создал около 90 произведений, до нашего времени дошли только семь. Некоторые его пьесы сохранились лишь частично. Дошедшие да нас произведения показывают, что содержание и сюжетные линии создавались на мифологической основе. При этом все его пьесы касались актуальных проблем. Он стал говорить о честности и справедливости государственных принципов, рассказывать о государственном устройстве Афин, гражданах полиса и их человеческой сущности. Классическим вариантом и наиболее известным произведением является трагедия «Прометей прикованный». Сюжет этого произведения известен — это история Прометея, титана, который принес на землю огонь, за что Зевс велел приковать его к скале и обрек на муки: орел клевал его печень. Прометею было предложено отказаться от совершенного поступка и получить свободу, но он не раскаялся в содеянном. Наиболее известные трагедии Эсхила — «Орестея», «Агамемнон», «Семеро против Фив», в которых не только даны яркие образы героев, но и звучат прекрасные стихи. Его творчество стало примером для современников и последователей.
Первым по времени и наиболее крупным преемником Эсхила был Софокл (ок. 496−408 гг. до н.э.). Известно, что им было написано около сотни произведений, но дошло до нас только семь, среди которых знамениты «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», их действие также строится на мифологической основе.
Его достижения заметны и в теории театра — он поменял принципы, заложенные Эсхилом: расширил шкалу образов, добавив к суровым и жестким мягкие и нежные образы различных оттенков. Каждая часть его трагедии имела самостоятельную жизнь: завязку и развязку. Его герои хотя и идеальны, но при этом подвергаются испытаниям судьбы, которая порой безжалостна. Можно сказать, что произведения Софокла отличаются от трагедий Эсхила идеей повествования, которая показывает человеческую беспомощность перед судьбой.
Введение
Софоклом в действие третьего актера сделало трагедию более интересной и даже торжественной. Представления Софокла о реформации постановки могли бы развиваться, но публика не сразу охотно принимала все нововведения.
В лице Софокла греческая трагедия достигла своего апогея.
Все его нововведения были учтены и использованы его преемником Еврипидом (ок. 480−406 гг. до н.э.). Многие считают его родоначальником психологической драмы. Им написано 92 драмы. Полностью известно 17, остальные сохранились во фрагментах. Он изменил композицию трагедии: сократил значение хора, иногда хор вообще не принимал участия в развитии сюжета, его трагедии отличал разговорный язык, но не приземленный, а очень красочный и насыщенный. Еврипид не идеализировал людей, в его произведениях они были такими, как в жизни, со своими пороками, радостью, доблестью, счастьем, предательством и т. д. Он рассуждал о судьбе человека и роли богов, о социальном положении граждан полиса, об общественных ценностях. Наиболее судьбоносные произведения Еврипида — «Медея», «Ифигения в Тавриде», «Федра», «Троянки». В поздний период творчества он создает трагедии-интриги, в которых главная тема — неумные человеческие страсти и воля случая. Его герои вступают в борьбу с собственными устоями, ценностями, царившими в обществе, чтобы доказать правоту своих поступков. Он смог показать частный интерес к судьбе каждого действующего лица, поскольку Еврипид добавил в свои произведения монологи или сольные песни, которые настраивали зрителя на восприятие судьбы конкретного человека. Драматург оказал сильное влияние на римских авторов, а впоследствии и на всю европейскую драматургию.
Наряду с трагедией участницей Великих Дионисий стала комедия — дословно означает «песнь комоса», т. е. песни ватаги гуляк после веселой пирушки. Родившись из фаллических песен, комедия была ориентирована на искоренение пороков в обществе, источником комедии стали также шуточные бытовые сценки, фольклор. Главным элементом комедии был хор ряженых, одетых в несуразные, а иногда и фантастические костюмы. Часто шествие комоса с исполнением песен было похоже на маскарад, так как большинство участников были в костюмах животных, насекомых, птиц.
Комедия долго не рассматривалась как драматическое действие. Первым известным автором считается Кратин (520−423 гг. до н.э.). Еще в древности насчитывали три разновидности комедии: древняя — высмеивающая пороки общества, средняя — обращающаяся к зрителям намеками и новая греческая комедия, возникшая в период высшей степени развития общества, вобравшая в себя опыт трагедии, ставшая более лиричной и менее сатирической в осмеянии людских пороков.
Однако такое существование комедии не было единым для всех полисов Древней Греции. В южной Италии комедия представляла собой карикатурную сценку или пародию с мифологическим сюжетом. Героями становились персонажи античной мифологии: Геракл, Одиссей, иногда Зевс и Посейдон. В комедии со временем появился целый ряд образов (вор, ученый, лекарь-шарлатан, ученый или философ, богач и т. д.), которые стали характерными для всех комедийных представлений.
Комедии стали обрабатываться литературно. Многие из них были небольшие — по 400−500 стихов. Совсем иная роль в комедии отводилась хору, который состоял из 24 человек. Иногда происходило деление на две части. Каждая из частей хора имела противоположное мнение и исполняла песни поочередно — такова была задумка авторов-драматургов. Основная часть комедии состояла из многочисленных сценок, связанных между собой судьбой и личностью героев. Все представление завершалось песнью хора.
В V в. до н.э. появилось большое количество комедийных авторов. Наиболее знамениты Кратин, Эвполид и Аристофан (445−385 гг. до н.э.), комедии которого представляют интерес не только как художественное произведение, но и с исторической точки зрения. Аристофану удалось отобразить в своих произведениях все противоречия, характерные для его времени. Свои произведения он называл по костюмам хора «Козы», «Лягушки», «Осы», «Птицы». В это время шла Пелопоннесская война, афинский полис был в кризисном положении, и борьба политических группировок, кризис идеологии, появление новых течений в литературе — все отразилось в произведениях Аристофана. Творчество Аристофана завершило период блестящего развития греческой культуры, который определил основные функции театра: воспитательную, развлекательную, политическую. Для того чтобы граждане могли посещать театр, им выдавали деньги на покупку билета, т. е. государство делало все возможное для привлечения граждан в театр. Специфические особенности древней аттической комедии были напрямую связаны с политическими, социальными и культурными изменениями в жизни греческого общества.
Следующим этапом развития комедии становится IV в. до н.э. Это была средняя аттическая комедия. Параллельно с комедийными авторами творили великие трагики. В этот период было создано более шестисот пьес около 57 авторов. Ни одна из этих комедий не сохранилась полностью. До нас дошли только заглавия и фрагменты. Характерные для комедии насмешки обрели более мягкую форму. При этом продолжала господствовать мифологическая тематика, пародии на современников. Комедия стала изображать бытовые сцены, показывать жизнь простых людей. Эта тематика не стала столь популярна, как пародия на мифы. В средней аттической комедии практически отсутствовал хор. Выступления стали похожими на интермедии, никак не связанные с сюжетом и ходом событий. В комедии перестали использовать составные части: парод, парабасу, агон, эксод. Взамен появились многочисленные диалоги и эписодии.
Самым поздним видом комедии стала новая аттическая комедия (последняя четверть IV — первая половина III вв. до н.э.). Все предыдущие достижения комедии были забыты. Это в первую очередь касалось сюжетной линии: исчезла злободневная сатира, перестали высмеивать авторитетных членов общества, политических деятелей, круг сюжетов значительно сузился, они неоднократно стали повторяться. Роль хора заключалась в развлечении зрителей во время антракта, но число актеров уже не ограничивалась тремя, возросло количество масок и образов. Стали более углублено разрабатывать психологическую основу образов и уравновесили связь между частями комедии. Основной проблематикой стала семья, религия и традиции. Представителем новой аттической комедии является Менандр (342−291 гг. до н.э.). Он написал более ста пьес, восемь раз побеждал в состязаниях комедиографов. Его произведения стали пользоваться большой популярностью. В своем творчестве он использовал сюжетные традиции новой аттической комедии, ее стереотипных персонажей: влюбленный юноша или молодой супруг, воины, скупые отцы, хитрые рабы. Чаще всего в основе сюжетов лежала судьба девушки, которая подверглась в юности насилию со стороны молодого человека, потом он будет узнан как ее законный муж. Комедиограф наполнял произведения искренним сочувствием к человеческому горю, желанием помочь в разрешении конфликтной ситуации. Ярко отражают идеи Менандра и греческого общества произведения «Самиянка», «Третейский суд», «Остриженная» .
Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества. Атональность, присущая греческой культуре, стала важным фактором, формирующим эстетические и художественные возможности театра. Греческий катарсис стал важнейшим элементом культуры.