Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Символика образа животного в мировой культуре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый уровень — морфологический, в него входят: внешний вид и состояние, тело, развитие и атрибуты. Второй уровень — языковой (наименование животных, имена собственные и эпитеты). И «Социальный» уровень — статус животного, его отношения или же связи с другими представителями и объектами. Так же с признаками тесно связаны акустические проявления и речевые характеристики. Эти признаки дают… Читать ещё >

Символика образа животного в мировой культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Символика животных в славянской народной традиции

По славянским поверьям, люди наделены различными характеристиками, присущие животным, что каждое существо имеет свой характер и силу. Богам, к примеру, присуще перевоплощение, Индрик обращался в змея, Перун — в орла. Это зависит от качеств зверя, в которого перевоплощается Бог.

Особое и значимое место в славянской мифологии занимает птица. И образы птиц достаточно разнообразны, например, полу люди, полу птицы, у них имеется дар пророчества, такие как Алконост, Феникс, Гамаюн, Сирин и др.

«Известный российский эмбриолог профессор Ольга Михайловна ИВАНОВА-КАЗАС, закончив свой фундаментальный труд по сравнительной и эволюционной эмбриологии (1995) и находясь на пенсии, открывает новую группу многоклеточных животных — Mythozoa. К ним, согласно автору, относятся «фантастические существа (назовем их условно Мифозоями — Mythozoa), упоминающиеся в мифах, легендах, сказках многих народов. Анатомическое разнообразие этих животных «значительно превышает таковое реально существующих животных». С тонким юмором и безупречной научной точностью Ольга Михайловна описывает и классифицирует особенности организации, развития и эволюции этих несуществующих организмов. Свои исследования Ольга Михайловна обобщает в двух монографиях: «Почти все о русалках и кое-что о других химерах и чудищах» (СПб, 2001) и «Мифологической зоологии» (СПб, 2003). Насколько давно известны русалки? С античности? Или еще раньше?.. Как оказалось, в древнегреческой мифологии много химер, но русалок нет! Правда, есть тритоны (сверху мужчины, а снизу дельфины), но это другой вид, исключительно мужские особи. А среди русалок, наоборот, одни женщины: Об этом рассказала известный эмбриолог профессор Ольга Михайловна ИВАНОВА-КАЗАС. Книга вышла «Почти все о русалках и кое-что о других химерах и чудищах» смешным тиражом в 100 экземпляров. Русалки фигурируют в фольклоре всех европейских народов — от Шотландии до Урала и Сибири, и азиатских — в мифологии Кореи (но у них вместо рук — плавники) и Японии (только голова человеческая). Есть упоминание о том, что русалки встречаются даже в Неве!.. У Карамзина в «Верованиях древних славян» русалки описаны как женщины, которые обитают в воде, но выходят на сушу. Рыбьего хвоста у них нет, а в середине лета, в «русалью неделю», они были особенно активны: влезали на деревья, бегали по лесу, соблазняли мужчин.» [ИВАНОВА].

Признаки животного выявляются на разных уровнях:

Первый уровень — морфологический, в него входят: внешний вид и состояние, тело, развитие и атрибуты. Второй уровень — языковой (наименование животных, имена собственные и эпитеты). И «Социальный» уровень — статус животного, его отношения или же связи с другими представителями и объектами. Так же с признаками тесно связаны акустические проявления и речевые характеристики. Эти признаки дают возможность воссоздать цельную картину мира животного, даёт возможность осознать их смысл и их организацию.

«Методологическая значимость такого подхода заключается в том, что он может быть применен для других сфер представлений. Аналогичным образом могут быть описаны такие фрагменты системы мифологических представлений, как человек, то есть участники обрядов, эпические и сказочные герои, лица, наделенные демоническими свойствами (колдун, ведьма), магическими способностями и знаниями (знахарь, пчеловод, строитель, мельник, кузнец, музыкант) или национально-этнической принадлежностью (цыган, еврей, турок), собственно демонологические и другие мифологические персонажи (Бог, Богородица, святые), стихии (огонь, вода и др.), растения, пища, утварь. Каждому из образов животного мира в народной культуре соответствует свой совокупный инвариантный набор характерных признаков, который соотносится с конкретным набором признаков, засвидетельствованным у данного образа в отдельно взятой локальной традиции. Единый комплекс признаков, накладываемый на отдельные образы животных, позволяет выявить типологические Для полного и всестороннего культурологического анализа данного круга представлений необходим учет всего комплекса форм и жанров традиционной народной культуры. Описание животных с помощью системы смыслоразличительных признаков ставит в один ряд и как бы уравнивает и объединяет в одной плоскости материал разного уровня и характера (поверья, обряды, фольклорный, книжный, языковой, иконографический материал), но каждый из этих источников привлекается к анализу лишь в той мере, в какой он необходим для раскрытия мифологической символики.

В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как образы мифологической картины мира, а значит, как особая разновидность мифологических персонажей, к которым наряду с животными относится целый ряд других существ: демоны, стихии, болезни и сами люди как образы народных поверий, обрядовые или фольклорные персонажи. В традиционной народной культуре животные фигурируют как особые персонажи, но наряду с этим они являются и объектом различного акционального использования, что объединяет их с широким кругом неодушевленных предметных образов".

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой