Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сущность франчайзинга в торговле

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если рассмотреть возможности развития франчайзинга в России то они достаточно широки, а преимущества развития таковы, что, с одной стороны можно использовать зарубежный опыт и тем самым избежать ошибок, а с другой стороны — продвинуться вперед и даже обогнать западные франчайзинговые фирмы. Сущность франчайзинга состоит в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер… Читать ещё >

Сущность франчайзинга в торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычно главная компания требует от такого предприятия выплаты единовременного первоначального вознаграждения за право работать на рынке от ее имени, под ее торговой маркой. Такое вознаграждение составляет обычно 10−25 тысяч долларов США, но может быть и в несколько раз меньше или больше — в зависимости от отрасли или сферы бизнеса. В рамках договора главное предприятие предоставляет в аренду предприятию, непосредственно обслуживающему потребителей, основные фонды, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, поставляет полуфабрикаты или готовую продукцию, подлежащую реализации, и оказывает другие виды услуг.

Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.

Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с интересами и другой стороны.

Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями.

Сущность франчайзинга состоит в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки.

Договор налагает на франчази ряд обязательств — плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

Первый опыт развития франчайзинга в России уходит своими корнями в 1990 г. Проявила интерес к этому бизнесу научно-производственная фирма «Дока», производитель мини-пекарен и оборудования для приготовления картофельных чипсов. В 1993 г. две ее дочерние фирмы «Дока Пицца» и «Дока Хлеб» стали членами Международной ассоциации франчайзинга.

Первоначально франчайзинг в рамках этих фирм развивался успешно. Так, в 1996 г. «Дока Пицца» имела более 800 пиццерий на территории СНГ.

Фирма «Дока», организатор первых российских франчайзинговых систем «Дока Пицца» и «Дока Хлеб», была научно-производственной. Хотя франчайзинговые фирмы относились к предприятиям общественного питания, товаром — объектом франчайзинга — была технология. Причем эта технология основывалась на современном оборудовании, производимом материнской, для франчайзинговых фирм, научно-производственной фирмой «Дока».

Хотя первый опыт российского франчайзинга оказался неудачным, им нельзя пренебрегать.

Другой опыт развития франчайзинга в России — проникновение на российский рынок владельца генеральной франшизы немецкой фирмы «Untemehmensgruppe Handelsgestllschaft GmbH», создавшей за двадцать лет сеть из более чем двухсот ресторанов быстрого питания. Эта фирма через свою дочернюю фирму «Grillmaster Feinkost Bueschmg GmbH» передала исключительное право на работу в России по технологии, в соответствии со стандартами и с использованием торговой марки «Grillmaster» петербургской фирме «Григорьев и Grillmaster».

В 1994 г. эта фирма открыла первый ресторан быстрого обслуживания европейского гастрономического стандарта немецкой системы «Grillmaster».

В 1995 г. эта сеть увеличивается на два ресторана, а в 1997 г. выходит за пределы Санкт-Петербурга. Открываются рестораны в Самаре, Челябинске и Тольятти. Также открывается уже четвертый ресторан в Санкт-Петербурге.

Развитию этой сети способствует наличие собственного центрального склада в Санкт-Петербурге, с которого производится снабжение франчайзи.

Данная сеть франчайзи развивается достаточно успешно, подтвердив экономическую целесообразность, как ресторанов системы быстрого питания, так и франчайзинга как системы предпринимательства.

В 1993 же году продает первую лицензию на открытие первого кафе-мороженого «Baskin Robins». По данным рекламы, в настоящее время в России открыто 1200 кафе.

Из всего сказанного выше следует: 1993 г. стал переломным для развития франчайзинга в России.

Дальнейшее развитие франчайзинга в России связано с проникновением на российский рынок иностранных фирм, в первую очередь в сферу общественного питания и бытового обслуживания.

Работа с иностранными франчайзерами имеет как достоинства, так и недостатки.

Несомненными достоинствами являются:

  • — освоение российскими предпринимателями способов ведения бизнеса, принятых на западе;
  • — освоение принципиально новых технологий производства изделий и оказания услуг, особенно в тех областях, где российский бизнес явно отстает;

Основные недостатки этого направления:

  • — необходимость очень высоких инвестиций, включая выплату франшизы. Они колеблются от 50 до 350 тыс. долларов США. Подобные инвестиции не всегда по силам отечественным предпринимателям;
  • — далеко не всегда западные технологии ведения бизнеса соответствуют отечественным национальным традициям и, тем более, российскому законодательству.

В настоящее время имеется информация о развитии франчайзинга в России следующими фирмами.

В сфере ресторанного бизнеса (как правило, это рестораны быстрого питания): уже упомянутые «GrillmasteT», «Baskin Robins», «Cinnabon», а так же «Русское бистро»,"Pizza Hut", «McDonalds». В сфере продажи спортивных и туристических товаров: «Reebok» и «Nike»; Парфюмерия: «Barbie Boom»; Продажа обуви: «Lolipops»;

Подводя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд очень важных выводов:

  • 1. Франчайзинг в России применяется, несмотря на целый ряд трудностей и неудач.
  • 2. Основными направлениями использования франчайзинга в России являются:
    • — система общественного питания, в первую очередь — рестораны быстрого питания;
    • — торговля продовольственными и промышленными товарами.
  • 3. Большая часть успешного развития франчайзинга связана с попытками зарубежных фирм проникновения на российский рынок.
  • 4. Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.
  • 5. Франчайзинг один из самых эффективных в числе известных экономических инструментов, способ повышения устойчивости и надежности предприятий малого бизнеса.
  • 6. Франчайзинг является очень эффективным инструментом внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения на иностранные рынки с использованием возможности иностранных предпринимателей.

Когда партнеры заключают договор то каждый партнер должен подчинить себя общим целям. С одной стороны это многолетий опыт развития системы, а с другой обязательство выполнения договора франшизы.

Если рассмотреть возможности развития франчайзинга в России то они достаточно широки, а преимущества развития таковы, что, с одной стороны можно использовать зарубежный опыт и тем самым избежать ошибок, а с другой стороны — продвинуться вперед и даже обогнать западные франчайзинговые фирмы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой