Теоретические и методические основы формирования системы маркетинга в организациях образовательной сферы
До середины XX в. основной целью сферы образования в России была подготовка молодого поколения к производственной, профессиональной деятельности, к вступлению во «взрослую» социально-производственную жизнь. Для подавляющего большинства людей образование являлось относительно кратким периодом в начале жизни, некоторым законченным, дискретным опытом, большей частью завершавшимся с окончанием школы… Читать ещё >
Теоретические и методические основы формирования системы маркетинга в организациях образовательной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные тенденции развития системы образования
До середины XX в. основной целью сферы образования в России была подготовка молодого поколения к производственной, профессиональной деятельности, к вступлению во «взрослую» социально-производственную жизнь. Для подавляющего большинства людей образование являлось относительно кратким периодом в начале жизни, некоторым законченным, дискретным опытом, большей частью завершавшимся с окончанием школы либо профессионально-технического учебного заведения. В своих основных чертах сфера образования представляла собой достаточно жёсткую и закрытую систему, которая являлась одним из важных элементов государственного устройства отдельной конкретной страны.
Современная культурная ситуация требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые в условиях постиндустриального общества оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Формируемое единое мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование представляет собой специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат которого соответствует целям, заданным государством, и фиксируется соответствующим документом образовательного учреждения. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии со своей историей, своими традициями, культурой и национальными особенностями.
Образование, как любая система, обладает свойством целостности и важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов. Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования. Сотрудничество стран в области образования является одной из существенных сторон деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Международные правовые аспекты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважение прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранение окружающей среды. Культура нового XXI века должна быть нацелена на формирование человека, чья свобода неотделима от свободы общества.
Мировое информационно-образовательное пространство представляется в виде универсального множества, объединяющего информационно-образовательного пространства всех стран мира. При этом образовательные системы различаются по философским, культурным традициям, целям и задачам, качественному состоянию, однако они едины по глобальным тенденциям при сохранении разнообразия:
стремление к демократичной системе образования, т. е. доступность образования всеми населению страны и преемственность его ступеней и уровней, представление автономности и самостоятельности образовательных учреждений;
обеспечение права на образование всем желающим;
значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования;
увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучающихся;
разрастание рынка образовательных услуг;
расширение сети высшего образования и изменение национального состава студенчества;
поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управлении;
приоритетное финансирование образования в развитых странах мира;
постоянное обновление и корректировка образовательных программ;
отход от ориентации на «среднего» обучающегося, повышенный интерес к одаренным, раскрытие и развитие способностей средствами образования;
поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей инвалидов [19, С. 52].
В конце XX века ярко проявились новые тенденции мирового образования: движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования, информатизация и экологизация образования, его гуманитаризация и т. д. (табл. 1).
Таблица 1 — Современные тенденции мирового образования
Тенденции. | Комментарий. |
Движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования. | Переход от образования элиты к высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира. |
Информатизация и экологизация образования. | Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу. Одним из общих последствий, вызванных информатизацией, является возрастающее значение письменного слова и функциональной грамотности, которая должна быть обогащена путем включения в нее элементов, касающихся компьютеров, с которыми должен быть ознакомлен каждый человек и которые составляют компьютерную грамотность. На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества. Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях. |
Гуманитаризация. | Определяет стратегическую линию развития мирового образования и культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса. Гуманитаризация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности. Культурологизация образования является средством гуманитаризации. Культурологизация профессионального образования — это прежде всего путь, ведущий студента к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью становится «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей происходит за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики. |
Широкое распространение нововведений. | НТП обусловил широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. |
Анализируя тенденции современного образования, следует выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой — взаимосвязаны и дополняют друг друга:
- 1) диверсификация образования, которая связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования;
- 2) интернационализация образования, которая направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Примером интеграционных процессов в сфере высшего образования стран европейского сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий высшей школы с целью подготовки специалистов для «европейской экономики».
Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а взаимодополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей. Главная магистральная линия в мировых тенденциях развития образования направлена на рост государственного образования, повышение ответственности общества и государства за восходящее воспроизводство качества человека, качества общественного интеллекта.
Анализ современных отечественных тенденций реформирования системы образования показывает, что экономике, ориентированной на потребителя, сопутствуют два разнонаправленных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям российского образования.
Федеральная Целевая Программа развития образования на 2006;2010 гг., которая направлена на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определяет концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.:
- — развитие современной системы непрерывного образования;
- — повышение качества профессионального образования;
- — обеспечение доступности качественного общего образования;
- — повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Основные направления реформирования российского образования как целостной системы, содержащей четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования — личность, общество, производство и собственно сферу образования, — гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека (табл. 2).
Таблица 2 — Основные направления реформирования российского образования
Тенденции. | Комментарий. |
Гуманизация. | Тенденция развития в образовании, которая призвана защищать человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: потребности в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении. Современному обществу необходимы специалисты-профессионалы, обладающие высоким чувством собственного достоинства и признающие достоинство окружающих их людей. По мнению Ш. А. Амонашвили, педагогический процесс является гуманным на столько, насколько он в состоянии вбирать в себя обучающегося со всеми его потребностями — в развитии, во взрослении, в свободе; опережать во времени пробуждение этих потребностей, будить и провоцировать и, создавать условия для их становления, для проявления его внутренней духовной энергии, творческого потенциала. |
Демократизация. | является следствием гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего — студентов, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т. д.); повышения роли студентов в решении организационных проблем, возникающих в учреждении образования, развития студенческого самоуправления. Одним из проявлений данной тенденции выступают индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемые посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Демократизации образования проявляется также в активном и равноправном участии в педагогическом взаимодействии каждого студента как субъекта деятельности учения. Демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнерства, необходимую для присвоения студентам гуманистических общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, братства, добра. |
Интенсификация. | Выражает опережающий характер образования. Появление тенденции связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющимися социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитие науки и современных технологий, требующих максимального развития обучающихся, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. В основе развития тенденции интенсификации лежат представления отечественных психологов об условиях интенсивного развития личности, которые сформированы на принципах развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Тенденция интенсификации имеет следующие проявления:
|
Непрерывность образования. | Заключается преимущественно в том, что бы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добавить ей знания и умения. Ведущими свойствами профессионала в таких условиях становятся: развитое системное решение; владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная политика и профессиональная позиция; потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому. Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредство создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях (начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. |
Кроме перечисленных выше тенденций необходимо отметить, что в системе образования продолжают развиваться и негативные тенденции:
- — система профессионального образования не в полной мере соответствует структуре потребностей рынка труда;
- — не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, реализовать инновационную стратегию государства, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;
- — высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России;
- — сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному «истощению», снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг;
- — образование перестало играть роль «социального лифта», снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из малообеспеченных семей к качественному образованию.
Российская система образования на современном этапе развития характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности:
- — не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики;
- — слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы;
- — отсутствует полноценная взаимосвязь между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью, что усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство;
- — существует проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.
Учет всех существующих тенденций развития российского образования (в том числе и негативных) в практической деятельности педагогических работников обеспечивает максимальную реализацию тех задач, которые ставят жизнь и потребности социально-экономического развития общества перед профессиональным образованием.