Размер товарных запасов
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей — невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса… Читать ещё >
Размер товарных запасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий.
Товарные запасы анализируются в целом по компании и по каждой товарной группе, информационной базой анализа служат данные бухгалтерской, статистической отчетности, а также данные оперативного учета.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей — невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. Рассмотрим их подробнее.
Уровень товарных запасов Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:
Утз = ТЗ/(Т/ОБодн) Утз = (ТЗ*Д)/(Т/Об) где Утзуровень товарных запасов в днях товарооборота; ТЗ — товарный запас на конец анализируемого периода (руб.); Т / ОБодн — однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.); Т/Об — объем товарооборота за анализируемый период (руб.); Д — количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов показывает обеспеченность торговой организации запасами на определенную дату и показывает — на какое число дней реализации (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Показатель товар оборачиваемости Следующим показателем, используемым в анализе, является показатель товарооборачиваемости, рассчитываемый по формулам:
ОБдн = (ТЗср*Д)/*(Т/Об) ОБдн = ТЗ/(Т/ОБодн) где ОБдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; ТЗср — средний товарный запас за исследуемый период (руб.); Т/ОБодн — однодневный товарооборот за тот же период (руб.); Т/Об — объем товарооборота за указанный период (руб.); Д — число дней в этом периоде.
Данный показатель позволяет измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения, анализ этого показателя позволяет не допустить затоваривания складов.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Скорость товарногообращения рассчитывается по формулам:
ОБр = (Т/Об)/ТЗср ОБр = Д/ОБдн где ОБр — скорость товарного обращения в числе оборотов; ОБдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; Т/Об — товарооборот за определенный период (руб.); ТЗср — средний товарный запас за тот же период (руб.); Д — число дней в указанном периоде. Изменения в структуре товарооборота Изменения в структуре товарооборота определяют по формуле:
ТЗн + П = ТО + В + Е + У + ТЗк где ТЗн — товарные запасы на начало планируемого периода; П — поступление товаров; ТО — реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам; В — выбытие товара (возврат на склад, передача товара в другой отдел и т. п.); Е — естественная убыль; У — уценка товаров; ТЗк — товарные запасы на конец периода.
Анализ причин, вызвавшие изменения товарооборота является важнейшим моментом анализа товарооборота. И напоследок отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к росту товарооборота, так как в результате ее ускорения:
- · увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;
- · уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;
- · улучшается финансовое состояние компании, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;
- · увеличивается объем производства товаров.