Методы разработки управленческих решений: экспертные методы
Пример 2. Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения в турфирме. Таблица 3. Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров. Наличие квалифицированных в данной области специалистов для формирования экспертной комиссии; Этап. На основе таблицы Дельфи (См. таблица 1), определяются наиболее весомые альтернативы. Таблица… Читать ещё >
Методы разработки управленческих решений: экспертные методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов чаще в пересекающихся областях деятельности: социологии, психологии, математике, логике и т. д. Основные условия применения экспертных методов следующие:
- 1. Наличие квалифицированных в данной области специалистов для формирования экспертной комиссии;
- 2. Принятие условия, что решения, принимаемые комиссией, являются безусловными для участников, представивших на оценку свой вариант решения.
Основные направления принятия экспертных оценок:
- а) определение целей и выбор приоритетности на дереве целей;
- б) составление экспертного прогноза по возможному развитию ситуаций;
- в) участие в составлении рейтинговых оценок;
- г) нахождение наиболее важного критерия для оценки эффективности принимаемых решений;
- д) принятие коллективных решений методом Дельфи, мозговых штурмов и др., где требуется заключение экспертов.
В настоящее время разработано несколько приемов выработки экспертных оценок.
Пример 2. Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения в турфирме.
Допустим, в туристической организации возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).
Цель: выработать оптимальное управленческой решение посредством групповой сессии и использования приемов экспертных оценок.
- 1 этап. Проблема обсуждается в группе специалистов, строится дерево причинно-следственной связи (дерево проблем) (См.: рис. 1)
- 2 этап. Используя метод мозговой атаки определяется 5−8 альтернатив, которые являются способами решения рассматриваемой проблемы.
- 3 этап. На основе таблицы Дельфи (См. таблица 1), определяются наиболее весомые альтернативы.
Рис. 1 Пример дерева причинно-следственной связи для туристической организации.
Таблица 1. Распределение экспертных оценок альтернатив методом Дельфи.
Ф.И.О. | Альтернативы. | ||||||||||
эксперта. | Найти надежного туроп., зареком. себя на рынке. | Обучить перс. Тураг. и повысить зараб. плату. | Изм. внут. дизайн пом. по приему посет. — потенц. Тур. | Исп. современные технологии брон. и элек. системы продаж. | |||||||
Р. | Б. | П. | Р. | Б. | П. | Р. | Б. | П. | Р. | Б. | П. |
А Б. В Г. Д. |
Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений.
Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (См.: таблица 2). По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений. Допустим, четыре фирмы-туроператора: А, Б, В, Г. На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (См.: таблица 3).
Таблица 2. Данные для определения качества поставок туроператоров по критериям выбора.
Критерии выбора. | Вес. | А. | Б. | В. | Г. |
Цена за турпутевки. | |||||
Бонусы за объемы поставок. | |||||
Скидки и льготы. | |||||
Своевременность и надежность поставок. | |||||
Безопасность и страхование туристов. | |||||
Статус туроператора. |
На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т. е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (См.: таблица 2). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков турпродуктов.
Таблица 3. Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров
Критерии выбора. | А. | Б. | В. | Г. |
Цена за турпутевки. | ||||
Бонусы за объемы поставок. | ||||
Скидки и льготы. | ||||
Своевременность и надежность поставок. | ||||
Безопасность и страхование туристов. | ||||
Статус туроператора. | ||||
Суммарная взвешенная оценка. |