Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социокультурные проблемы мирового хозяйственного развития: глобализация и ее последствия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глобализация означает изменение парадигмы социальных взаимодействий, сформировавшейся в обществе модерна. Утрачивает свое определяющее значение парадигма «Восток — Запад». Эти понятия не географические, а цивилизационные и геополитические, включающие в Восток не только страны Азии, но и весь незападный мир. В основе этой парадигмы лежит идея противостояния передового, развитого, богатого… Читать ещё >

Социокультурные проблемы мирового хозяйственного развития: глобализация и ее последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные парадигмы глобализации. Социальные и технологические предпосылки глобализации

Важнейшей особенностью развития современного мира является глобализация. Это явление качественно отличается от роста интенсивности и значимости двухи многосторонних культурных связей, который особенно усилился на рубеже XIX—XX вв., а затем после окончания Второй мировой войны.

Глобализация отражает динамическое измерение глобальности, т. е. представляет собой процессы вовлечения национальных экономик, обществ, культур в качественно новое мировое единство, по самой своей природе являющееся транснациональным, лежащим поверх границ отдельных государств, наций, цивилизаций и имеющее свои собственные, качественно специфические принципы функционирования.

Это новое мировое единство не оформлено мировым государством или правительством, но проявляется в социальных, экономических, политических, культурных, гражданских, экологических и прочих процессах, затрагивающих интересы всего человечества. Английский социолог Э. Гидденс подчеркивает, что глобализация — это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов, которые развиваются противоречиво или даже в противоположных направлениях.

Глобализация и модернизация: обновление парадигмы мирового социально-экономического развития

Глобализация означает изменение парадигмы социальных взаимодействий, сформировавшейся в обществе модерна. Утрачивает свое определяющее значение парадигма «Восток — Запад» . Эти понятия не географические, а цивилизационные и геополитические, включающие в Восток не только страны Азии, но и весь незападный мир. В основе этой парадигмы лежит идея противостояния передового, развитого, богатого, гуманного, демократического Запада отсталому, бедному, авторитарному Востоку, где нет подлинной свободы, личность подавлена и подчинена косным традициям. Западу отводится цивилизаторская и просветительская миссия приобщения Востока к «современным» формам жизни, к экономическому и технологическому росту. В основе модернистской парадигмы «Восток — Запад» лежит линейное прогрессивное представление о социокультурной динамике, ибо западная культура выступает здесь в качестве «образца будущего», к которому постепенно придет весь мир (см. гл. 11). Методологические истоки подобного взгляда на социокультурную динамику мы находим в формационной теории К. Маркса, отчасти — в концепциях социальной динамики М. Вебера. Парадигма «Восток — Запад» основывалась на представлениях о единстве исторической судьбы всего человечества, универсализме прогресса, к которому так или иначе приобщались все народы. В этой парадигме на протяжении XX в. и развивалась теория модернизации как постепенного приобщения Востока к достижениям западной цивилизации в форме «догоняющего развития», постепенно обеспечивающего если не выравнивание потенциалов разных стран и регионов, то по крайней мере их сближение, при котором бедные должны были становиться богаче, непросвещенные приобщаться к научно-техническому прогрессу, осваивать новые технологии, угнетаемые становиться свободнее и т. д.

В условиях глобализации парадигма «Восток — Запад» постепенно уступает место парадигмам «Север — Юг» и «Центр — Периферия» (понятия «Север» и «Юг» также имеют не географический, а цивилизационный, геополитический и геоэкономический смысл). Развитые страны «Севера» являются лидерами глобализации, доминируют в рамках мировой хозяйственной системы, и соответственно выполняют по отношению к «Югу» функции управления и координации, которые осуществляются не только через какие-либо специальные институты (ГАТТ, ВТО, МВФ и т. д.) и организации, но и через деятельность транснациональных корпораций, перемещающих капиталы, производства, рынки труда, товарные потоки в соответствии со своими интересами. Если воспользоваться предложенной И. Валлерстайном миросистемной моделью, развитый «Север» оказывается глобальным «Центром», окруженным «Полупериферией», «Периферией» и «Глубокой Периферией». В такой парадигме периферийные — слаборазвитые, зависимые, бедные — общества оказываются органичной составной частью системы, занимают свою нишу и выполняют отводимые им функции.

В условиях глобализации получили новую интерпретацию концепции самобытного развития и неповторимого пути разных цивилизаций. Они наложились на постмодернистскую идею ценностного релятивизма и плюрализма форм нелинейного развития, признающую специфику и многообразие путей социокультурного развития, но отрицающую универсализм прогресса, который заменяется на глобальную культуру — универсальные ценности, социокультурные стереотипы и нормы, формирующиеся в контексте взаимодействия культур в условиях глобализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой