Контент-анализ кино.
Социология массовых коммуникаций
Это обстоятельство давно отметили и контент-аналитики. Первые попытки исследовать кино в терминах и с позиций анализа содержания относятся к середине 30-х гг. XX в. Известно обширное исследование кино с точки зрения его связей с социопсихологическим фоном аудитории на большом фактическом материале — работа Н. Лейтеса и М. Вулфенстайн «Кино». Объектом анализа были американские, английские… Читать ещё >
Контент-анализ кино. Социология массовых коммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Благодатную почву для аналогичных выводов представляет кино. Кино, как ни один вид искусства, став индустриальным производством зрелища, вынуждено учитывать отношения между спросом и предложением. Желая прокламировать определенные духовные ценности, кино вынуждено выдавать их в знакомой для аудитории оболочке повседневных моделей поведения, мышления и т. д. Помимо всего прочего фильм как жанр искусства стоит в ряду других, построенных на фабуле форм, за что ему уготован стойкий, наиболее массовидный интерес, как ранее — к библейскому сказу, народным сказкам и былинам, а позднее — к роману. Наверное, к художественному кинематографу в большей степени приложим известный афоризм Ницше, что искусство создает иллюзию завершенного мира[1]. Опираясь на весь социально-психологический диапазон привычек, настроений, мотиваций, норм, ценностей, характерных для данного общества, кино апеллирует к преобладающим в аудитории моделям мышления. Вот почему так мала доля непреходящего в наследии кино, вот где лежит аналогия кино с СМК.
Это обстоятельство давно отметили и контент-аналитики. Первые попытки исследовать кино в терминах и с позиций анализа содержания относятся к середине 30-х гг. XX в. Известно обширное исследование кино с точки зрения его связей с социопсихологическим фоном аудитории на большом фактическом материале — работа Н. Лейтеса и М. Вулфенстайн «Кино». Объектом анализа были американские, английские и французские фильмы 1945−1949 гг., а предметом — жизненные устремления их героев[2]. Текст фильма рассматривается как зеркало, в котором отражается как сам коммуникатор, так и его адресат, и не в последнюю очередь то общество и та культура, в которой они живут.
Чтобы увеличить набор характеристик исследования, соответствующего критерию контент-аналитического, следует указать на еще одно социологическое исследование, примыкающее к вышеупомянутым. Речь идет о работе теоретика и историка кино З. Кракауэра по анализу кинематографа в догитлеровской Германии[3]. Объектом исследования были фильмы Германии начала XX в. вплоть до прихода Гитлера к власти. Автор поставил перед собой задачу на основании анализа содержания этих фильмов выяснить следующее: «За обозримой историей экономических сдвигов, социальных нужд и политических махинаций бурлит незримая история психологической жизни немецкого народа. Обнажение ее при помощи немецкого кинематографа поможет понять, почему Гитлер шел к власти и почему он се захватил»[4]. Кракауэр выявляет, как из фильма в фильм крепнет воспевание милитаризма и авторитарного духа, происходит спекуляция на патриотических мотивах, война интерпретируется как способ очищения общественной жизни (по аналогии с грозовой бурей). Фактологический материал подтверждал основные выводы автора. Исследование Кракауэра — это нерасторжимый сплав объекта анализа и инструмента исследователя: его художественного чутья, социально-философских воззрений, интуиции. В этом смысле данный анализ принадлежит к другому роду исследований, а не к контент-анализу, который принципиально отделяет инструмент от исследователя.
- [1] Мы ссылались также в ч. 1 учебника на мнение Й. Хейзинги о кино. Его анализ в данном случае также востребован.
- [2] См. работы 1930;х гг. в кн.: Dale Е. Content of Motion Pictures. N.Y., 1935; Jones D. Quantitative Analysis of Motion Picture Content // Public Opinion Quarterly. 1942. Vol. 6. № 3; Wolfenstein M., Leites N. Movies: A Psychological Study. Glencoe, 111.: The Free Press, 1950.
- [3] См.: Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977; Kracauer S. From Caligari to Hitler (A Psychological History of the German Film: 1895−1933). Pr., 1947.
- [4] Кракауэр З. Указ. соч. С. 11, 20.