Анализ и сравнение фантастических фильмов — социальных антиутопий
Обреченность индивида жить по закону «выживает сильнейший», устанавливает жесткий естественный отбор в данном социуме. Не подчинение сложившейся среде считается дикостью и преступлением, существование в таких условиях обеспечивает только два варианта: забыть про свободу и быть идентичным серой массе или идти против системы, для которой главной целью является тотальный контроль общества во имя… Читать ещё >
Анализ и сравнение фантастических фильмов — социальных антиутопий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Утопия — это малореальная версия идеальной модели общества, а антиутопия — то же самое, но модель нежелательная, с мрачными последствиями и реалиями.
Основная черта общества в антиутопии — тотальное, абсолютное недоверие к человеку как личности. Всё расписано и должно происходить только так, как установлено. Различия между людьми или вовсе не признаются, или разрешены только в отведённых рамках — при этом людей разделяют либо по функциям, либо по слоям. Член такого социума ни в коем случае не должен располагать полной и достоверной информацией о происходящем — только информационным суррогатом, пропущенным через фильтры государственной машины. В идеале он не должен и думать — думать будут за него.
Антиутопия глазами Джорджа Оруэлла в полном объеме проиллюстрирована в фильме «1984». Все гуманные принципы перевернуты, общечеловеческие ценности отсутствуют, пропаганда насажденная жестким тоталитарным режимом превратила общество в безликую массу, мыслящую одинаковыми лозунгами и лишенную собственной уникальности. Социальные механизмы тоталитарного режима не оставляют индивиду никакой возможности для личных предпочтений и свободного человеческого выбора.
Страх и порабощение прикрывается лживой свободой и зависимостью человека от партии. Четкое расслоение общества, в котором благоприятную позицию занимает элита, а остальные обречены на существование в пределах низкого уровня жизни становится нормой для человека вписанную в эту систему.
Люди работают не для достижения собственных благ, они не знают другой жизни, не знают свободы во всех ее формах, нравственности, чувства подавляются на ранних стадиях. Все, что не соответствует целям, интересам элиты, ее процветанию и обогащению, строго наказывается. Манипуляция заставляет духовно деградировать индивида, идти добровольно по пути выбранному за него, самое страшное, что большая часть общества не сопротивляется этому методу, и тем самым уничтожает в себе признаки и достоинства человека.
Похожую параллель можно наблюдать в фильмах «Дивергент», «Гаттака». Свободы не существует. Судьба человека зависит от его врожденной предрасположенности. В фильме «Гаттака» показана дискриминация, связанная с происхождением человека, огромную роль играет рождение по любви или в лаборатории.
В частности, рожденные по любви, признаются не пригодными для какой либо общественной деятельности и изолируются от общества. Каждый человек генетически запрограммирован, и печальная судьба ожидает тех, кто был рожден естественным путем. Раскол общества на две группы, поддерживаемый государством обрисовывает антиутопический характер правящей системы.
Твой ген — твое клеймо, которое определяет предназначенный тебе путь. Такой же смысл прослеживается в «Дивергенте», человек рождается без права выбора. Ему даются функции и правила, которые он должен соблюдать, не соблюдение влечет за собой изгнание из так называемого «идеального» общества.
Обреченность индивида жить по закону «выживает сильнейший», устанавливает жесткий естественный отбор в данном социуме. Не подчинение сложившейся среде считается дикостью и преступлением, существование в таких условиях обеспечивает только два варианта: забыть про свободу и быть идентичным серой массе или идти против системы, для которой главной целью является тотальный контроль общества во имя своего процветания. Социальное противоречие обусловлено расчлененностью субъекта на фракции.
В фильмах «Сквозь снег» и «Безумный Макс «2015, как и в «1984», передается социальная антиутопия, но она возникает после апокалипсиса. В картинах присутствует критика настоящего — в частности, в том, как изображается политика властей. Деньги и власть сконцентрированы в руках деспотичных и безжалостных людей, в то время как представители низшего класса изо всех сил пытаются выжить. Фильм «Сквозь снег» показывает поезд идеальным тоталитарным государством. Чтобы элита чувствовала себя хорошо, низы должны трудиться — только так можно поддерживать баланс, благодаря которому модель устойчива. Выверенное число людей, расчёт в еде, воде и других формах поддержания жизни. Прекрасный механизм, система, которая продолжает сохранять существование людей в поезде из года в год. утопия оруэлл общество уникальность Однако идеальный расчёт на деле оказывается бесчеловечным, ведь сохранение общества как института становится важнее сохранение индивида. Подобная проблематика заложена в «Безумном Максе» 2015, «Голодных играх», антиутопия воссоздает мир, который с огромной силой начинает скатываться в социальную пропасть. В такой ситуации выживание и повышение личного статуса главная задача, и она возможна только средством жестокой борьбы, это подтверждает исчезновение морали, человечности во всех социальных классах.
Авторы фильмов предупреждают о постепенном падении мира в пропасть, конец цивилизации уже лежит в поле нашего зрения. Существует массовая зависимость, общество потребления, на человека обрушивается огромное количество информационного суррогата, жизнь в социуме уже не требует обязательного развития, человек может быть безынициативен, глуп, достаточного того чтобы он мог потреблять.
Индивид перестает сопротивляться методам скрытой манипуляции, главная цель — достижение комфорта, стоит на первом плане, даже если придется платить нравственными уступками, что приводит к деградации. В существующих государствах выигрывает то, что выгодно, в первую очередь финансово, а то, что идеологически правильно, отодвигается. Государственная пропаганда начинает обслуживать интересы финансовых кругов, практически соединившихся с государственной властью.
Полный личностный контроль присущ некоторым государствам нашего времени, таким как США, занесением всех «субъектов» в компьютерные базы и тотальным отслеживанием их жизней: покупок, женитьб, переездов, работ, выговоров, болезней, в Сети регистрируется любое упоминание о человеке. У общества Оруэлла есть многие схожие черты с американским.
Мир антиутопии — это мир наступившего тоталитаризма, основанного на социальном насилии. Предельной мечтой в созданном ею кошмаре остается желание выжить. «Субъект» обязан быть действующей деталью тоталитарной системы, в случае восстания против нее обречен на поражение.