Интеллектуальный потенциал нации: новый вектор развития
Государственная информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. Именно информационная политика, ее формирование и реализация на современном этапе… Читать ещё >
Интеллектуальный потенциал нации: новый вектор развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интеллектуальный потенциал нации: новый вектор развития
Сегодня, когда Казахстан вступает в новый этап своего развития, особенно актуальны комплексные исследования по различным направлениям общественного развития. Одной из таких злободневных тем, касающейся каждого казахстанца, является проблема формирования и развития интеллектуальной нации — опоры нашего государства, основы дальнейшего развития и процветания нашей Родины. Данная проблема многогранна, она охватывает множество направлений, таких, как формирование интеллектуального общества в Казахстане, приумножение народного интеллектуального потенциала, углубление информационной политики СМИ в формировании богатейшей интеллектуальной нации, формирование интеллектуального гражданина своей страны.
Суверенный Казахстан продемонстрировал впечатляющие образцы становления новой государственности, общественной стабильности внутреннего согласия, неуклонного развития экономики и политической системы. Это неоспоримый факт, подтверждающий научную выверенность, дальновидность и неизменную успешность политического курса Президента, которого поддерживают все казахстанцы.
Идея формирования в Казахстане интеллектуальной нации входит в число наиболее принципиальных системных инициатив Главы нашего государства. Она была озвучена Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на встрече со стипендиатами программы «Болашак» и в актовой лекции на 75-летнем юбилее Казахского национального университета имени аль-Фараби.
Главной целью данного проекта было названо воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.
Именно человеческий капитал в современном мире является одним из наиболее эффективных факторов социально-экономического и политического развития. Он стал главным инструментом формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний как высшего на сегодняшний день этапа развития мировой экономической системы. Министр образования и науки РК Б. Т. Жумагулов 20 апреля 2011 года в своем выступлении на конференции «Интеллектуальная нация: образование, наука, инновации» отметил, что «базовая методология развития США и ведущих европейских стран основана именно на человеческом, капитале, который составляет свыше 70−80% их национального богатства» [1].
Можно с уверенностью говорить, что забота о развитии человеческого капитала является одной из основ построения нового казахстанского общества. В актовой лекции в КазНУ в 2009 году Нурсултан Абишевич выделил три базовых аспекта формирования интеллектуальной нации. Это прорыв в развитии системы образования, развитие науки и повышение научного потенциала страны, развитие системы инноваций. Именно эти направления и должны составлять основные векторы научных исследований в Казахстане. Стратегической задачей любого комплексного исследования становится проследить закономерности развития и совершенствования социальных процессов, происходящих в данное время в обществе.
Необходимость понять и осмыслить социальные изменения остро ощущается всеми специалистами-обществоведами. Важнейшие особенности современного этапа социальных изменений — интенсивная глобализация, нарастание техногенных, природных и социогенных рисков, препятствуют исполнению макросоциологической теорией ее генеральной функции — установлению закономерности социальных процессов. Результаты масштабных эмпирических исследований непременно станут базой построения концепций трансформации многослойного казахстанского общества и прагматичных технологий регулирования современного исторического процесса. Это основа повышения престижа социологического знания во властных кругах и у широкой общественности.
Вслед за В. К. Левашовым под интеллектуальным потенциалом общества мы понимаем «совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни обществанауке и образовании и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий продуктов» [3].
Считаете ли Вы, что в Казахстане необходимо сформировать интеллектуальную нацию?
Да — 52% интеллектуальный нация общественный государство Нет — 43%.
Российский журналист, писатель Дмитрий Быков считает, что начинается мода на интеллект: «Постепенно начинается и мода на интеллект, хотя у нее, увы, свои издержки: тут будет и неизбежный снобизм, и кружковщина, и интеллектуальная самодеятельность (что делать, мы сами истребили почти все среды, где могли собираться и спорить умные подростки). Но все эти болезни роста не должны заслонять от нас главного: в последние пять лет попросту неизбежны были сетования преподавателей на уровень абитуриентов, а работодателей — на уровень выпускников. …как всегда бывает при застое, самообразование стало главным занятием общества и принесло свои первые плоды. Молодежи, требовательной попросту в силу неопытности, очень быстро стало скучно только потреблять и развлекаться» [4].
Небольшой разрыв цифр — необходимо формировать интеллектуальную нацию — 52% против 43% отрицательного ответа объясняются тем, что 70% опрошенных считают, что мы в Казахстане смогли создать интеллектуальную нацию.
Смогли ли мы создать интеллектуальную нацию?
Да — 70% Нет — 25%.
Доказательством этих цифр являются показатель инновационного развития страны. Для Казахстана важны специалисты, обладающие передовыми знаниями, современными специальностями и имеющие профессиональный опыт. Все это они в будущем обязательно привнесут в отечественную экономику.
Глава государства не раз отмечал приоритетность школ с естественно-математическим уклоном и информатики. Сегодня в Казахстане создано 20 интеллектуальных школ. Подобного рода школы открываются по всему миру. Общеизвестно, что XXI век будет веком конкуренции идей, новых технологий. Именно эти школьники в будущем будут определять уровень развития страны и ее экономических успехов. К примеру, в Китае во всех провинциях есть очень сильные специализированные школы. Это забота государства о развитии своей интеллектуальной нации.
Точные науки требуют с ранних лет особого обучения и среды. Не менее важное условие — талантливые учителя. Это уже поняли во всем мире.
На каком уровне мы находимся сейчас как интеллектуальная нация? Ответы ожидаемы: на высоком — 17%, на среднем — 47%, на низком -31%. Большинство отвечающих — 47% - отмечают среднее развитие интеллектуальности нации, а критический взгляд говорит о планке, которую взяли и держат казахстанцы, почти треть опрошенных высказалась за низкий уровень интеллектуального развития.
Глава государства в своей актовой речи в КазНУ им. аль-Фараби определил критерии успешного человека в обществе — это его знания и интеллект. Именно эти ценности необходимо культивировать в обществе. Это и есть призыв к молодым людям — идти в науку. Заметим, что в 60-е годы прошлого века во время бурного освоения космоса, стремительного технического прогресса наука была самой престижной сферой. И выпускники специализированных школ в большинстве своем шли в науку. Конец века внес весомые коррективы в этот процесс, когда наука стала второстепенной сферой общественного развития.
Сегодня ситуация в корне изменилась. Образуются новые интеллектуальные школы, перед которыми стоит конкретная задача — готовить будущих ученых. В этих школах сильная физико-математическая база, которая является основой для будущей профессии ученого, инженера, экономиста, программиста. Выпускники этих школ преуспевают во всех сферах, где требуются аналитический ум, логическое мышление, умение видеть перспективу, просчитывать риски. Отрадно, что государство принимает конкретные меры по повышению престижа науки в обществе. Для реализации программы «Интеллектуальная нация-2020» есть все условия [5].
На каком уровне оценивается человеческий капитал в качестве интеллектуального ресурса в нашей стране?
На высоком — 21%, на среднем — 48%, на низком — 26%.
«Наука Казахстана находится сегодня на достаточно высоком уровне, делается многое для того, чтобы поднять ее на хорошую высоту. Об этом говорил Глава государства на недавней встрече с учеными. Финансирование увеличивается, ученым создаются все условия. Если были в 90-х годах прошлого века сложности по вопросам развития науки, то сегодня науке открыты все дороги. Сегодня казахстанская наука находится на подъеме», — отметил Б. Жумагулов [6] .
На каком уровне развиваются сферы образования и науки в роли индикатора создания интеллектуальной нации? На высоком — 41%, на среднем — 29%, на низком — 25%.
Ясно, что дальнейшее стабильное развитие современного казахстанского общества напрямую зависит от интеллектуального состояния социума.
«Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений» [7].
Какие ценности предпочитаете Вы как интеллектуальный гражданин?
Как показывают ответы, именно в этих ответах наиболее всего проявляется личность отвечающего. 11% предпочли знание, 12% - науку, 7% - приверженцы конструктивного мышления, любят глубоко рассуждать и считают это важным — 8%, труд и дух указали 10%, на патриотизм обратили внимание 7%. Всё перечисленное отметили 30%.
Н. А. Назарбаев в послании «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» спрашивал: «Где, например, такие актуальные предметы, как „Казахстанское право“ (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), „Краеведение“ (а ведь любовь к малой родине — это основа патриотизма), „Акмеология“, методики достижения личного успеха, социализации личности?» [8].
15 октября 2012 года в Алматинском пресс-центре состоялось открытие патриотического клуба «Молодой патриот». Организаторами выступили: Управление внутренней политики г. Алматы, ОФ «Молодежный центр «Инициатива». Цель мероприятия — создание площадки для формирования активной жизненной и гражданской позиции молодежи и реализации молодежных инициатив.
Казахстан — молодая страна. И не только потому, что нашей Независимости всего 20 лет. Молодо ее население: более половины (52%) числа жителей страны еще не перешагнули тридцатилетний возрастной рубеж. Молодежь современного Казахстана — это принципиально новое поколение, выросшее в условиях разрушения старой системы, кардинальных и крайне трудных реформ в политике, экономике и социальной сфере.
Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Ведь патриотизм не заложен в генах, это не наследственное, а социальное качество, которое формируется всей окружающей действительностью. Любовь к Родине, уважение к истории страны, ее культурному наследию, дань старшему поколению не должны быть просто красивыми словами. Настоящий патриотизм должен быть деятельным. Поэтому очень важно, что молодые активисты, лидеры молодежных организаций проявляют инициативу, создавая рабочую площадку для самовыражения себя как личности, гражданина и патриота, мобильно участвующего в жизни страны. И необходимо такие инициативы всемерно поддерживать.
На мероприятие приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и труда, воины-афганцы, представители образовательных структур, НПО, вузов и молодежные организации [9].
Готовы ли казахстанцы к реализации национального проекта «Интеллектуальная нация-2020»?
65% отвечающих — да, 30% - нет.
Развитие науки, рост знаний и умений, необходимых для активного участия в жизни современной цивилизации, непрерывно повышал требования к интеллектуальному уровню человека, к его умению получать и применять знания.
В середине XX века английский физик, лауреат Нобелевской премии Джордж Паджет Томсон написал книгу «Предвидимое будущее». В ней он, видимо, впервые указал на то, что развитие науки оставляет за бортом активной творческой жизни значительное и все растущее количество людей. По его данным, в английской средней школе только 25% мальчиков были способны к творческой работе на уровне того времен.
В первом приближении можно принять, что распределение способности к творческому труду близко к распределению Гаусса. Эта способность определяется, видимо, многими врожденными качествами и такая суперпозиция, как известно, приводит к нормальному распределению.
Допустимо принять, что это распределение врожденных способностей за четыре-пять тысячелетий человеческой цивилизации изменялось мало. Уж очень мал с точки зрения эволюции этот промежуток времени по сравнению с полутора миллионами лет, отделяющих нас от Homo Erectus. А те несколько столетий цивилизационного взрыва, о которых здесь идет речь, — это просто мгновение на эволюционной шкале.
Но за полвека, которые прошли с момента публикации книги Томсона, и наука, и техника заметно усложнились, и требования к уровню творческих способностей выросли. Поэтому те 25%, о которых говорил Томсон, надо, видимо, откорректировать в сторону уменьшения. Причем можно ожидать, что эта коррекция будет заметной, так как ближе к краю Гауссова распределения вероятности уменьшаются очень быстро.
И дело не в том, что людей, способных к творчеству, рождается меньше — дело в том, что современные условия требуют для полноценной работы более высокий, чем ранее, уровень этих способностей. Увеличивается и потребность в работниках с высоким уровнем интеллекта, и спираль «интеллектуального торможения» будет закручиваться всё туже. Повышение требований к интеллектуальному уровню работника приводит к резкому сокращению контингента людей, способных к полноценному участию в разработке, усвоению и применению знаний. Сокращение этого контингента автоматически приводит к постепенному сокращению пионерских разработок и переходу к деятельности с относительно малым потреблением и производством информации. То есть к приспособлению для использования уже имеющихся достижений цивилизации[10].
Оцените, пожалуйста, информационную политику СМИ в формировании интеллектуальной нации.
Особо важное — 10%, очень хорошее — 9, хорошее — оценили 37%, среднее 26%, неудовлетворительную оценку дали 13%.
Информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. В рамках понятия «информационная политика», родившейся сравнительно недавно, в конце ХХ в., отражены два сущностных аспекта: признание информации в качестве важнейшего фактора общественного развития, что поднимает значимость совершенствования журналистской деятельности, а также необходимости управления властью информационными явлениями и процессами.
Государственная информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. Именно информационная политика, ее формирование и реализация на современном этапе доктринально и насущно выдвигаются на передний план политики казахстанского государства. Как поведут себя СМИ, какие темы освещать, какие проблемы поднимать в своих публикациях — от этого напрямую зависит построение интеллектуального общества. Для Казахстана проведение грамотной информационной политики означает развитие гражданского общества; обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ, а также властью и обществом.
Запросы самой широкой аудитории в качественной и оперативной информации во многом способствовали тому, чтобы научные и технические достижения в областях наук стали основой новых информационно-коммуникативных систем. Формируется современное медийное пространство, которое характеризуется такими специфическими свойствами, как гипертекстовость, мультимедийность, симультанность, предоставляя новые возможности для коммуникации журналистики и власти, журналистики и науки. Противоречия общественного бытия как результат взаимодействия противоположных процессов и тенденций осознаются журналистикой как проблемы общественно-политической практики. Общественно-политическая тематика всегда была одной из ведущих предметных областей в журналистике. Собственно, средства массовой информации являлись полем постановки, рефлексии, поиска решений проблем общественно-политической жизни общества. СМИ всегда представлялись как открытый и равнодоступный форум публичной сферы — место взаимодействия общественных и частных интересов.
Ответы на вопрос «Необходимо ли рассматр. вестицию?» ответы были получены такие: да -80%, нет — 15%.
Н.А. Назарбаев в послании «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» отмечал: «Необходимо развивать инновационные формы доступа к интеллектуальной информации, радикально расширить фонд Казахской национальной электронной библиотеки. По сути, это электронный интеллектуальный потенциал человека как ин-мозг нации. Поэтому все книги, выпущенные по программе социально значимых изданий, следует включать в КазНЭБ. При этом надо продумать механизмы стимулирования размещения в ней книг, изданных в частном порядке» [11].
80% казахстанцев отмечают, что интеллектуальный потенциал человека надо рассматривать как инвестицию, против — 15%.
Интересным респондентам показался вопрос «Какой вклад внесли бы Вы для приумножения народного интеллектуального потенциала?». ответы на него распределились следующим образом: знания предпочли 23%, ум — 16%, дух — 8, за всё перечисленное отдали голоса 32%.
Огромно значение интеллигенции — основы нации по формированию интеллектуального потенциала страны.
Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков отмечал огромное значение в духовной жизни страны многонациональной научно-творческой интеллигенции, которая выполняет колоссальную миссию «формулировать новые идеи, символы, корректировать с помощью художественных образов национальные коды, целенаправленно изменять комплементарность народов», при этом мастерски сглаживая «острые исторические углы, обтачивая политические зазубрины, подгоняя камень к камню», совместно вырабатывать «общую, устраивающую все стороны картину мира, если хотите, коллективный дружественный миф, который оказывает огромное влияние на взаимоотношения народов» [12].
Что Вы цените в Казахстане?
Государственные органы — 26%, бизнес сектор — 22%, академическую среду — 31%, за неправительственные организации отдали голоса 16% опрошенных.
24 октября 2012 года было принято решение о проведении в Казахстане Международного форума «Первые Назарбаевские чтения «Новый Казахстан в новом мире», который состоится 29 ноября 2012 года, сообщает пресс-служба министерства образования и науки Республики Казахстан. Целями международного форума обозначены всестороннее изучение и освещение крупнейшими казахстанскими и зарубежными экспертами деятельности и исторической роли президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в становлении независимого государства и продвижении важнейших геополитических инициатив. Кроме того, планируется рассмотреть вопросы консолидации глобальных интеллектуальных ресурсов в целях выработки рекомендаций, способствующих дальнейшему динамичному развитию Казахстана и укреплению его позиций на мировой арене [13].
«Оптимистичный прогноз всегда более рискован, нежели пессимистичный», — подчеркивает член-корреспондент РАН, руководитель Центра социально-культурных исследований Института философии РАН Н. И. Лапин [14].
Резюмируя все вышесказанное, необходимо подчеркнуть: Казахстан готов к созданию интеллектуальной нации, уровень которой сейчас большинством казахстанцев определяется как средний. Также, как и уровень человеческого капитала в стране. Высоко респонденты оценивают уровень сферы образования и науки в роли индикатора создания интеллектуальной нации.
Науку как главную формирующую силу интеллектуальной нации определяют казахстанцы.
- 1. edu.gov.kz/ru/press_sluzhba/ vys-tuplenija_ministra/ vystuplenie/? tx_ttnews %5Btt_ news%5D=2503&cHash= 56cf75727 dcd4fcc6ad-8006c5f66a61e
- 2. Мониторинг общественного мнения. -2008. № 3 (87). — Июль-сентябрь.
- 2 e.mail.ru/cgi-bin/ajax_attach_action? id=13 509 227 930 000 001 024&_av=1
- 3. vk.com/id71333307w= away7133330 _860
- 4. klass11. kz/news.html?id=6
- 5. testent.ru/news/budushhee_ intellektualnoj_nacii/2011;12−11−659]
- 6. Назарбаев Н. А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // http://www.kazpravda. kz/c/1 341 882 404
- 7. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // http://www.kazpravda. kz/c/1 341 882 404
- 8. erazamat.ucoz.kz/news/priglashaem _na_otkrytie_kluba_molodoj_patriot/ 2012;10−15 960
- 9. См.: ng.ru/science/2012; 10−24/14_myth.html
- 10. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // http://www.kazpravda.kz/c/1 341 882 404
- 11. Поляков Ю. Лезгинка на лобном месте// Литературная газета. — 2011. — 2 февраля.
- 12. newskaz.ru/society/20 121 024/ 4 177 181. html
- 13. ecsocman.hse.ru/data/587/930/ 1219/ 001-VII_ Harchevskie_chteniya.pdf