Сегодняшнее состояние медиарынка в России
Для рекламодателей это важное обстоятельство, и отток части рекламного потока в местные издания уже обозначился. Такой процесс имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Финансовая мощность газет возрастает, они делаются более независимыми от дотаций администраций регионов, которые оказывают на них мощное, в том числе и политическое, воздействие. Но выбор рекламодателей на местах невелик… Читать ещё >
Сегодняшнее состояние медиарынка в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
То, что мы знаем, — ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно.
Пьер Лаплас
Печатные издания
Тираж журналов к концу 1990;х гг. уменьшился в 8−10 раз, газет по сравнению с доперестроечными временами — более чем в три раза. Изменилась структура газетного рынка. Все меньше в российских регионах оформлялось подписок и распространялось в розницу газет федерального уровня. Значительно увеличилась популярность местных изданий — факт, подтвержденный эмпирически: в ситуации экономического кризиса потребитель сделал свой выбор в пользу более близкой его интересам местной газеты, преимущество которой в относительной дешевизне.
Для рекламодателей это важное обстоятельство, и отток части рекламного потока в местные издания уже обозначился. Такой процесс имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Финансовая мощность газет возрастает, они делаются более независимыми от дотаций администраций регионов, которые оказывают на них мощное, в том числе и политическое, воздействие. Но выбор рекламодателей на местах невелик, и возникает не менее ощутимая угроза от рекламодателя, выставляющего свой счет за оплаченную рекламу, в виде скрытой рекламы. Финансовая зависимость местной прессы была проблемой номер один для постсоветского периода перестройки, экономическим рычагом для давления на позицию журналиста и издателя в публикациях. Есть и чисто информационный рычаг — доступ журналистов к источникам информации. Сдвиг аудитории к местному каналу как раз и основан на внимании к местной информации. Властные структуры могут перекрыть этот кислород.
Особо следует сказать о специализированной периодике. В стране и сейчас мало таких изданий (хотя, например, в 1912—1914 гг. только в одном Санкт-Петербурге было 26 биржевых изданий — это уже косвенная характеристика сложившегося общенационального рынка)[1]. Сейчас на журнальном рынке более 24 тыс. названий.
Медиагруппы формируют интернет-редакции и меняют облик своих ресурсов в Сети. Интересуются Интернетом и радиохолдинги[2]. Это связано с ростом мирового рынка интернет-рекламы.
Каковы причины кризиса газетного рекламного рынка? Плохая доставка прессы, нет надежных данных о подписчиках и о причинах их подписки, переток аудитории в Интернет. Имеют те же проблемы с распространением, что и в России, Бразилия, Индия и Китай. Проникновение прессы в общество здесь очень незначительно при величине территории. Между тем известна американская система локальных СМИ, основанная на федеральном устройстве государства, построенного на сочетании комьюнити[3]. Учитывая относительно высокий гражданский уровень лояльности американцев, интегрирующая функция СМИ может быть сведена до минимума. Но в России интеграция за счет национальных СМИ может быть рассмотрена как объединительная тенденция.
Это путь, который прошел весь мир. Общенациональных газет осталось не более 300 на весь мир. Остальные 9000 — ежедневные городские газеты. Путь к выживанию — жить за счет рекламы, являясь качественным СМИ. Увеличивается спрос на альтернативные каналы коммуникации, нишевые издания. Многое могут сделать и бесплатные газеты, они работают на ту аудиторию, которая не читает газет, а их в 10 раз больше тех, кто читает. Они могут помочь реформировать рекламный рынок и решить проблемы с платной дистрибуцией обычных газет[4].
- [1] См.: Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1981. С. 101−105.
- [2] См.: Шумова З. Бумага не стерпела. Издатели газет решительно осваивают виртуальное пространство // Известия. 2007. 1 июля.
- [3] См.: Сычев С. Почему рекламодатели уходят из газет // Известия. 2007. 4 июля.
- [4] См.: Там же.