Религиозность как свойство индивидуального сознания
Своеобразны отношения религиозного сознания и культуры. С одной стороны, культура начинается с культа, а всякая религия опирается на подлинную духовную реальность и, следовательно, не совсем лишена света истины1. С другой стороны, в религиозном сознании совокупность всех форм бытия выступает как бы в естественном, первозданном виде. А всякая культура представляется выходом человека из органически… Читать ещё >
Религиозность как свойство индивидуального сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внутренний мир верующего: сущность и особенности религиозности индивидуального сознания
В условиях перехода от одного типа социальных связей к другому перед каждой отдельной личностью и перед обществом в целом возникает задача скорейшего самоопределения и приспособления. В течение всей своей истории человечество не нашло более ясного и понятного, более психологически комфортного и социально приемлемого способа идентификации и адаптации, чем религия.
Любая религиозность — формальная и традиционная, внутренняя и внешняя — является принадлежностью внутреннего мира человека, т. е. его психики, переживается как чувство, возникает, существует и развивается в соответствии с общими чертами психики человека в целом и особенностями психики индивида.
Рассматривая некое явление как самостоятельную целостность, мы предполагаем, что оно несет в себе все характеристики и отличительные черты того процесса, в результате которого оно появилось и существует. Ставя перед собой задачу — раскрыть сущность религиозности в качестве социально-психологического феномена, — необходимо решить, насколько индивидуальные черты психики человека являются особенными, не связанными с общими чертами человеческой жизни. Таким образом, речь идет о внутреннем мире верующего, закономерностях и тенденциях его развития.
Проблемами формирования и развития внутреннего мира верующего занимается психология религии, которая дает определенные представления о сущности и структуре религиозного сознания — первичного элемента в системе религии. Именно на основании особого рода сознания совершается определенного вида деятельность, устанавливаются определенные связи и отношения, образующие иерархию организационной структуры.
Понятие сознания, в отличие от понятия знания, — гносеологическая и психологическая, нравственная и социологическая, психиатрическая и правовая категория. Говоря о сознании, мы имеем в виду не только обладающего им субъекта, но и окружающий мир.
В сознании мир представлен целостно (Гегель утверждал: мыслить — значит постигать и выражать многообразие в единстве). Специфика религиозного сознания состоит в том, что мир представлен целостно не понятийно, а мифологически. Религиозным мы называем сознание, которое воспринимает многообразие в мифологическом единстве[1].
Своеобразны отношения религиозного сознания и культуры. С одной стороны, культура начинается с культа, а всякая религия опирается на подлинную духовную реальность и, следовательно, не совсем лишена света истины1. С другой стороны, в религиозном сознании совокупность всех форм бытия выступает как бы в естественном, первозданном виде. А всякая культура представляется выходом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни[2][3].
В религиозном сознании возможны такие события, которые немыслимы ни в каких других условиях — прекращение объективных природных процессов, воскресение давно умерших и разложившихся мертвых, рождение неестественным путем.
Сознание, даже самое стереотипное, нельзя понимать как нечто застывшее, абсолютно неизменное. Миропонимание, мироощущение человека меняются от эпохи к эпохе, они зависит от времени, в котором он живет. Причем развитию подвержено все, даже представления, которые называют вечными — абсолют, бог и т. п.
Не остаются неизменными социальные, психологические характеристики верующего и его внутреннего мира не только в течение истории, но и на протяжении человеческой жизни. Религиозное сознание возникает на определенном этапе в историческом и индивидуальном развитии. В последнем случае — как результат включения индивида в жизнь общества.
Религиозное сознание развивается, в нем проходят количественные и качественные изменения. Современный набожный человек имеет различный внутренний мир не только в зависимости от возраста, но и от характера религиозного направления, от психологической глубины веры.
Как и в других формах общественного сознания, в религиозном его типе следует различать два уровня (две сферы):
- 1) религиозную идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение религиозных догм и мифов профессиональными церковниками и богословами;
- 2) религиозную психологию, т. е. религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.
Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, объективными условиями жизни, так и по своей структуре, компонентам. В такой психологии несколько составных частей. Это совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия и психологического дискомфорта перед лицом социальных условий жизни. Религия существует как непосредственная, т. е. эмоциональная, форма отношения людей к господствующим над ними силам.
Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления.
Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании подавляющего большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. п.
Во-вторых, в массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы. Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением. А для того, чтобы возникло эмоциональное отношение к объекту религиозной веры, необходимо, чтобы последний был представлен религиозным человеком в чувственно-конкретной, наглядной форме.
Различные компоненты традиционных религиозных верований и представлений обладают различной степенью прочности и устойчивости. Некоторые (например, библейские представления о мироздании, возникновении Земли и других планет, растений, животных и человека и т. д.) утрачены большинством верующих, другие (идеи бога, бессмертия души) держатся более стойко[4].
Религиозные чувства играют в жизни верующего огромную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV—V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений.
Традиционная позиция религиозных организаций состоит в том, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью.
При этом подчеркивается, что религиозное чувство непостижимо для разума и что приобщение к богу, религии — акт мистического озарения, в основе которого лежит религиозное чувство. Источник религиозного чувства видится в боге.
Но эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: страх, любовь, ненависть, гнев, восхищение и т. д.
Своеобразие психологии верующих следует искать с помощью социальной психологии, опираясь на знание которой, можно выявить главную особенность религиозных чувств: они направлены на сверхъестественный объект. Это определяет специфическую социальную направленность религиозных эмоций, их роль в жизни общества и отдельного человека.
Объектами религиозных чувств являются бог, дух, нечистая сила и тому подобные образы. Когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какоголибо человека (святой, праведник и т. п.) или на материальный предмет (чудотворная икона, святой источник и т. п.), они в действительности всегда связаны не с самим объектом как таковым, а лишь с приписываемыми ему сверхъестественными свойствами — способностью творить чудеса, исцелять больных и т. п.
Эмоциональные процессы относятся к наиболее подвижным элементам религиозного сознания. Религиозные настроения и религиозные чувства масс весьма чутко реагируют на изменения социальных условий жизни. Быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Этим умело пользовались и пользуются в целях усиления религиозных эмоций.
Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно; оно соединяет адекватные образы с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщенно, обладает особыми лексикой и знаками.
В результате исследований в области психологии религии в науке сложились определенные представления о сущности и структуре религиозного сознания — первичного элемента в системе религии. Именно на основании особого рода сознания совершается определенного вида деятельность, устанавливаются определенные связи и отношения, образующие иерархию организационной структуры.