Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Структура личности. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более чем на две трети характеристики личности зависят от окружающей среды и на одну треть — от наследственности. В основном каждая личность обладает шестнадцатью характеристиками: 1) отзывчивость-отчуждённость; 2) интеллект; 3) эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость; 4) доминантность — подчинённость; 5) рассудительность — беспечность; 6) сознательность — безответственность; 7… Читать ещё >

Структура личности. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность — сложнейшая система, не менее сложная, нежели развитое общество. К тому же наряду с социальной человек обладает также биологической и психической структурой. В силу этого попробуем кратко проанализировать различные подходы и аспекты структурности человека. Они весьма интересны, но противоречивы и не всегда убедительны. Начнём с биологической структуры.

Английский антрополог Артур Кейф, исследуя биологическое строение человека, обнаружил в нём 1065 признаков, причём 312 из них свойственны только человеку, 113 — общие с другими обезьянами, 354 — с орангутангами, 369 — с шимпанзе и больше всего общих признаков с гориллой — 385. Таким образом, биологическая структура человека поддаётся точному изучению.

Русский философ Б. П. Вышеславцев в работе «Вечное в русской философии», исследуя иерархическую структуру человека, выделил в нём семь онтологических ступеней (ступеней бытия): физико-химическую; органическую (биологическую); психическую (коллективно-бессознательную); лично-бессознательную (покоящуюся на фундаменте коллективно-бессознательного); сознание (сознательная душа, недуховная, животная душа, которая определяется как эгоцентрическая установка сознания, руководящая интересами); духовное сознание, дух (человек есть духовная личность, носитель и строитель культуры; для духа существует не только то, что для витального сознания «полезно» и приятно, но и то, что само по себе, т. е. «объективно», ценно и истинно). Седьмой ступенью человеческой личности является человек «в себе», «самость» и «я сам». Об этой последней глубине трудно что-либо сказать. Самость сеть последняя и высшая стадия, мистическая ступень в существе человека. Для науки, для рационального мышления, она не достижима и не доказуема… Поэтому почти постоянное сознание, сознательное Я, дух, ум, духовная личность считалась и считается высшей ступенью в структуре человеческого существа и последним выражением его сущности [см. 1. с. 284−285]. Как видим, структура человека в представлении Б. П. Вышеславцева крайне сложна.

Психическая структура человека весьма оригинально рассмотрена австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Прежде, нежели непосредственно перейти к её анализу, отметим следующее. 3. Фрейд прекрасно понимал, что человек не обладает достоверной картиной собственного внутреннего устройства. (И это действительно так. Миллиарды людей и ныне мало что о себе знают!).

Тем более о глубинных подводных течениях, бурях, взрывах, кризисах, душевных катастрофах. Поэтому, взяв эту мысль на вооружение, он решил показать человеческую личность как особую психическую целостность во всей её сложности и многоплановости. Опираясь на идеи Ч. Дарвина и Г. Гельмгольца, радикально их преобразовав, он приложил их к психологии. В работах «Психология масс и анализ Я», «Я и Оно» австрийский психолог принципиально по-новому взглянул на личность человека.

  • 3. Фрейд выделил в структуре личности, точнее, в структуре психики личности три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
  • 1. Ид (в переводе с латинского — «Оно») — означает исключительно примитивные, инстинктивные, врождённые аспекты человеческой психики. Ид функционирует целиком в бессознательном, (а бессознательное — это «преисподняя» психики) и тесно связан с инстинктивными биологическими явлениями (еда, секс, сон), которые наполняют наше поведение энергией.

Ид, как утверждает австрийский психолог, это нечто тёмное, хаотичное, не знающее социальной реальности, её морали, законов и правил. Оно — свободно от всяких ограничений. Ид является самой старой исходной структурой психики. Оно охватывает первичный генетический материал и сохраняет центральное значение для индивида на протяжении всей его жизни. Это как бы собственный особый внутренний мир. Ид выполняет немедленную функцию разрядки психической энергии, производимой биологическими побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Разрядка получила название «принцип удовольствия».

Ид не ведает страха и тревоги, не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели. И это представляет опасность, как для индивида, так и для общества в целом. Ид подобен слепому королю, который имеет власть, но чтобы ее реализовать опирается на приближенных. Ид не знает ничего, кроме «Я хочу». Ещё раз подчеркнём, что Ид предопределен генетически. Среди инстинктов, определяющих действия Ид, два важнейших: самосохранения, без которого живая система рухнула бы, и инстинкт сексуальный, обеспечивающий сохранение всего вида. Сексуальный инстинкт, названный либидо, 3. Фрейд рассматривает в качестве основного. Либидо — главный объяснительный принцип всех побуждений, страстей и бед человеческих.

Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Ид формирует психический образ объекта, который, как правило, для него иррационален, нелогичен, фантастичен.

Если бы личность только руководствовалась Ид, то она не могла бы различить реальное от нереального, «себя» от «не-себя», образ и реальность (например: воду и мираж воды в пустыне). Поэтому Ид, наталкиваясь на сопротивление внешнего мира, начинает усваивать, осознавать (маленький ребенок), что есть этот мир. В Ид погружаются многие неосуществленные мечты, планы, идеи и в экстремальных ситуациях, во время операции например, они обнажаются. Многие из нас испытали подобное на собственном опыте.

Вторую подструктуру психики личности 3. Фрейд называет Эго (Я). Эго — это результат индивидуального опыта. Я выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Эго эволюционизирует из Ид, получает от него свои очертания. Эго покоится на поверхности Ид. «Я не целиком охватывает Оно, — пишет 3. Фрейд, — а покрывает его лишь постольку, поскольку система W образует его поверхность…» [9, 431]. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти. Я старается также соответствовать влиянию внешнего мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который властвует в Оно, принципом реальности [см. 9, 43].

Эго, следуя принципу реальности, вырабатывает механизмы, с помощью которых можно адаптироваться к среде, реагировать на её требования. Эго посредник между требованиями социальной среды и организма. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль за требованиями Ид. Эго воспринимает бессознательные инстинкты и подчиняет их нормативам, требованиям общества, пытается реализовать получаемые импульсы в приемлемой для конкретной заданной ситуации форме. По сути, смысл Эго состоит в социализации бессознательных человеческих инстинктов. Эго обеспечивает безопасность организма, его самосохранение, благодаря принятию верных и своевременных решений. Эго постоянно испытывает тревожность, напряжение и давление различных сил. Спасается от них Эго с помощью различных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Они перемещаются в бессознательное и существуют в виде чувства тревожности, продолжая мотивировать поведение.

Рационализация — защитный механизм, функцией которого является маскировка, сокрытие от сознания личности истинных мотивов действий, мыслей и чувств для обеспечения внутреннего комфорта. Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. По мнению 3. Фрейда рационализация является эффективным защитным механизмом на ранних стадиях развития личности. Злоупотребления рационализацией взрослыми приводит к неадекватному контролю поведения и неправильной оценке себя и окружающего мира.

Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень мышления или поведения.

Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещается на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для общества и индивида. Например, творчество Эго испытывает на себе постоянное давление как со стороны Ид, так и со стороны третьего компонента структуры личности, названного 3. Фрейдом Супер-Эго (Сверх-Я).

Супер-Эго — это совокупность морально-нравственных устоев общества, усвоенных личностью. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего цензора. Эго раздирается между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, и запретами, требованиями, благодаря которым Супер-Эго контролирует Эго. В этой борьбе Эго систематически прибегает к защитным механизмам (вытеснению, сублимации).

Поскольку Эго вырастает из Ид, ему надо за счёт чего-то развиваться и совершенствоваться, нормально жить. Для того чтобы нормально жить, эффективно функционировать в обществе личность должна владеть определёнными нормами, ценностями, этикой. Причём такими, которые совместимы с принятыми в обществе или в ближайшем окружении. Подобное человеку от рождения не даётся, а присваивается и приобретается, говоря языком 3. Фрейда, посредством формирования Супер-Эго. Следовательно, Супер-Эго — есть компонент развития личности, представляющий собой итернализованную (приобретённую, вжитую в себя) версию общественных норм и стандартов поведения. Австрийский психолог считает, что организм человека не рождается с Супер-Эго. Дети его приобретают, начиная с пятилетнего возраста, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» субъектами. Супер-Эго является морально-этической силой личности, которая появилась в результате взаимодействия ребёнка с окружающим его социумом. Формально оно появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «правильно» и «неправильно», узнаёт, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно. Ребёнок учится приводить каждый свой поступок в соответствие с ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Постепенно мир его общения (садик, школа, сверстники, церковь) расширяется, а соотвествснно, и сфера Супер-Эго тоже увеличивается. Супер-Эго всё больше и больше становится индивидуальным отражением «коллективной совести» общества. Супер-Эго в значительной степени образуется благодаря идентификации ребёнка с отцом, который служит для него моделью Супер-Эго, по мнению 3. Фрейда, имеет две подсистемы: совесть и идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.

Идеал — вырастает из родительских одобрений и ведёт личность к высоким стандартам. И если цель достигнута, то подобное вызывает чувство самоудовлетворения и гордости.

В целом надо отметить, что сформировавшееся Супер-Эго пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, стремится направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, Супер-Эго пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Взаимоотношения Ид, Эго и Супер-Эго можно проиллюстрировать на следующем примере. Ид побуждает личность к активному деторождению, к продолжению роду. Супер-Эго обязывает иметь детей. Эго регулирует отношения Ид и Супер-Эго в этом вопросе. То есть Эго определяет, иметь ли детей и сколько конкретно их иметь.

Если Эго примет решение, а тем более совершит действие в пользу Ид, но в противовес Супер-Эго, то оно испытает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Но поскольку Супер-Эго черпает энергию из Ид, то действует, довольно часто, жестоко, даже садистски.

3. Фрейд рассматривал организм как сложную энергетическую систему, управляемую законом сохранения энергии. В этом как раз и проявилось влияние идей Г. Гельмгольца. Если либидо остановлено в одном проявлении, то оно неизбежно должно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. В том числе символов. Всё, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в подполье бессознательных потребностей.

Другой формой являются социальные чувства — несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы, например, альтруистическая любовь, дружба, которые, по 3. Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.

В целом надо заметить, что структура личности, согласно теории 3. Фрейда, неоднозначна и вызывает как у исследователей, так и простых читателей и почитателей австрийского психоаналитика множество вопросов.

Несмотря на то, что Фрейд явно преувеличивал роль бессознательного, под конец жизни он всё-таки воздал должное рациональному, которое поглотило иррациональное, бессознательное. Об этом свидетельствует последний шаг великого учёного. По его просьбе лечащий врач сделал два укола, которые положили конец его страданиям от тяжёлой болезни. Это случилось 21.09.1939 г.

Что касается других представлений о структуре личности, то здесь картина не менее сложная. Следуя антропологическому принципу описания признаков, социологи и психологи стремятся подсчитать черты и свойства социокультурного характера, присущие человеку. Исследователи насчитали их не менее 1500.

Более того, все эти черты и свойства систематизируются по характеру направленности и выделяются в подструктуры (подсистемы личности).

Идя таким путем, с некоторыми оговорками можно выделить четыре подструктуры: опыта, ценностную, эмоциональную, поведенческую.

В подструктуре опыта главную роль играют знания, навыки, умения, освоенные нормы и правила жизни, реальные достижения, статусно-ролевые характеристики, принадлежность к общностям, личное мнение и др. Короче говоря, подструктура опыта — это то, что реально усвоено личностью в предшествующий период.

Ценностная подструктура личности преимущественно включает в себя такие элементы, как интересы, установки, предпочтения, ориентации, идеалы, смыслы, веру, совесть, ответственность, справедливость, честь, достоинство, выбор, долг и многое другое. В сущности, это то, к чему в помыслах стремится личность.

Эмоциональная подструктура включает переживания, умение владеть собой, уверенность, импульсивность, увлеченность, радость, грусть, впечатлительность, гнев, страх, отвращение, удивпение, печаль, оптимизм, наслаждение, любовь, боль и многое другое.

Поведенческая подструктура интегрирует в себя, прежде всего, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность, дух состязательности, умение пользоваться свободой, творчество, критичность, уверенность, способность изменять себя, хитрость, позерство, тщеславие, независимость, самостоятельность, прагматизм, принципиальность, коллективизм, индивидуализм, избирательность, активность, пассивность и многое другое. Таким образом, поведенческая подструктура отражает то, как реально действует личность.

Вышеобозначснныс подструктуры личности опираются на психическую подструктуру (память, гибкость, особенности мышления, оперативность, любопытство ощущения и другое). И, разумеется, на биологическую подструктуру (рост, вес, пол, здоровье, расовые черты и др.).

Названные черты и свойства личности не просто имеются в наличии у конкретного человека, они определённым образом генерируются и проявляются в реальной практике повседневной жизни.

Часть из них может просто пассивно присутствовать в индивиде (содержаться внутри сознания) и срабатывать только в отдельных эпизодах. Часть же регулярно проявляется в деятельности. Иначе говоря, в человеке существуют как бы два мира — внутренний и внешний.

Мы судим о том или ином человеке скорее всего, по внешним проявлениям его поведения, поскольку проникнуть во внутренний мир крайне сложно. Между этими двумя мирами существует фундаментальное противоречие. Внутренний мир студента понимает, что нужно учиться, а внешний этого не демонстрирует. «Авось какнибудь обойдётся».

Внутренне человек понимает, что нельзя оскорблять, воровать, убивать, а в повседневных делах подобное происходит. Личность часто раздваивается, воюет сама с собою. «Я» часто бывает расколотым, раздвоенным. Разрыв между словом и делом у некоторых людей является нормой. Поэтому личностная жизнь есть постоянное преодоление внутреннего «я», его облагораживание, совершенствование, страшная борьба с самим собой. И в этом деле огромную роль играют интересы, потребности, идеалы, смыслы, ценности, избирательность.

Итак, в данном варианте, структура личности — это невидимая связь, сеть огромного количества составляющих: общественных, индивидуальных, групповых, которая постоянно изменяется. Это композиция, мозаика, которая активно движется. Она мало устойчива, трудно определяема, слабо замеряема. И всё же как тенденция она существует и на индивидуальном, и на социальном уровнях. Перечисленные составляющие структуры вариантны. Благодаря такой структуре, её анализу, мы способны отличить одну личность от другой, представителя одного общества от другого.

Имеет место весьма оригинальная социопсихологическая модель структуры личности, разработанная английскоамериканским учёным Рэймондом Кеттслом в рамках так называемой структурной теории черт личности. По Р. Кеттелу — ядро личности обуславливают 16 личностных факторов. А сама личность у Р. Кеттела — это то, что позволяет нам предсказать поведение индивида в данной ситуации.

Теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, причём как наследственные, так и формирующиеся в результате влияния окружающей среды.

Теория личности должна строится на факторном анализе, т. е. на строгих методах исследования и точных измерениях посредством уравнения спецификации. Поведение человека можно предсказать с помощью такой формулы:

R =f (S, P)>

где R — это природа специфичной ответной реакции человека;

/- некая неопределённая функция;

S — стимулирующая ситуация в конкретный момент времени;

Р — структура личности.

Черты личности, согласно Р. Кеттелу, можно классифицировать на общие и уникальные.

Общие — это те, которые в разной степени присутствуют у всех представителей одной и той же культуры (например, самооценка, интеллект).

Уникальные — имеющие место у одного или очень немногих. Например, стремление собирать спичечные коробки.

Более чем на две трети характеристики личности зависят от окружающей среды и на одну треть — от наследственности. В основном каждая личность обладает шестнадцатью характеристиками: 1) отзывчивость-отчуждённость; 2) интеллект; 3) эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость; 4) доминантность — подчинённость; 5) рассудительность — беспечность; 6) сознательность — безответственность; 7) смелость — робость; 8) жестокость — мягкость; 9) доверчивость — подозрительность; 10) мечтательность — практичность; 11) дипломатичность — прямолинейность; 12) склонность к опасениям — спокойствие; 13) радикализм — консерватизм; 14) самодостаточность — конформизм; 15) недисциплинированность — контролируемость; 16) расслабленность — напряженность.

Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но и социальные группы, к которым они принадлежат. Можно так же исследовать этносы, нации, общество в целом, однако, подобная задача относится к числу невероятно сложных.

Правда, несмотря на множество вариантов структуры личности, сказать с уверенностью, что эта структура полностью соответствует реальности, мы не можем. Слишком это сложный и утончённый вопрос. Он требует своего дальнейшего углублённого исследования.

В заключение этой части главы ещё раз особо отметим, что проблема структуры личности крайне сложна и неоднозначна как в аспекте её теоретического исследования, так и в практическом плане. И нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что по состоянию на сегодняшний день имеется её вполне удовлетворительное решение. Все вышесказанные варианты (начиная от 3. Фрейда и заканчивая Р. Кеттелом) являются не более чем гипотетичными, версионными, поисковыми, но вместе с тем интересными. Знать их суть студенту весьма полезно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой