Характеристика типов технологий социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни
Цель медико-социальных технологий — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и реабилитации у лиц пожилого возраста с физической патологией. данные технологии предполагают применение восстановительной и реконструктивной терапии, помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, а также формирование или восстановление навыков, необходимых для полноценной жизни… Читать ещё >
Характеристика типов технологий социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика типов технологий социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни
Социальная адаптация пожилого человека — это процесс активного приспособления к новым социальным условиям, изменившимся в связи с его выходом на пенсию (называемым в научной литературе посттрудовым периодом жизни). Процесс социальной адаптации носит многогранный, многоплановый характер, результатом которого становится приобретение пожилым человеком нового качества — высокого уровня адаптированности к новому социальному статусу.
Важнейшей технологической задачей социальной работы становится проектирование и применение такого комплекса технологий, которые позволят более эффективно повлиять на процесс социальной адаптации пожилых людей [1].
Под технологизацией мы понимаем процесс разработки и использования определенной совокупности приемов и способов воздействия на процесс социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни, который базируется на применении конкретных технологий. Именно технологизация придает этому процессу целенаправленный, динимичный, конструктивно-созидательный характер, делает его более эффективным. Другими словами, технологизация социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни, во-первых, гуманизирует систему социальных отношений, связанных с предоставлением субъекту пожилого возраста более широкого выбора вариантов действий, во-вторых, повышает качество, эффективность, в-третьих, оптимизирует усилия пожилого человека в преодолении появившихся в связи с выходом на пенсию проблем.
Технологизированное поле социальной адаптации позволяет пожилому человеку использовать все виды технологий, которыми владеет социальная работа для преодоления имеющихся проблем, связанных с посттрудовым периодом жизни [2].
Технологии социальной адаптации — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации жизнедеятельности пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Анализ литературы позволил нам выделить следующие группы технологий социальной адаптации пожилых людей к посттрудовому периоду жизни: социально-политические, медико-социальные, социально-экономические, социокультурные, образовательные, социально-психологические.
Социально-политические технологиикомплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации социального благополучия пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Целью социально-политических технологий является улучшение качества и уровня жизни пожилых людей, создание условий для их достойной жизни и всестороннего развития. Деятельность государственных и межгосударственных органов по повышению социального благополучия пожилых людей основана на единой системе ценностей и стратегий, однако с учетом региональной и национальной специфики.
Медико-социальные технологии — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации состояния здоровья пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Цель медико-социальных технологий — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и реабилитации у лиц пожилого возраста с физической патологией. данные технологии предполагают применение восстановительной и реконструктивной терапии, помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, а также формирование или восстановление навыков, необходимых для полноценной жизни [3].
Социально-экономические технологии — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации финансово-экономического жизнеобеспечения пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Целью социально-экономических технологий является, во-первых, мотивирование пожилого человека к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, во-вторых, оказание социально-экономической поддержки в условиях пенсионного периода жизни.
Социокультурные технологии — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации культурно-досугового времени пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Цель социокультурных технологий — необходимость поддержания жизненной и социальной активности лиц пожилого возраста. Оказание помощи в восстановлении (компенсации) утраченных или нарушенных способностей к деятельности у лиц пожилого возраста посредством культурно-досуговых средств в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями является сутью применения социокультурных технологий.
Социально-педагогические технологии — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации образовательного потенциала пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Социально-педагогические технологии адаптации предполагают формирование жизненных ценностей посредством образовательных и воспитательных методов.
Цель социально-педагогических технологий — обеспечение развития личности пожилого учащегося, формирование компетентности, активности, обеспечение социального комфорта, саморегуляции. Социально-педагогические технологии помогают научить жить пожилого человека в новых изменившихся условиях.
Социально-психологические технологии — комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами, социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для оптимизации психоэмоционального состояния пожилых людей в условиях приспособления к посттрудовому периоду жизни.
Целью социально-психологических технологий является поддержание, восстановление, развитие индивидуально-личностного потенциала пожилого человека по организации собственной полноценной жизни в период поздней взрослости, формирование таких компетенций, которые позволят пожилому человеку давать адекватную оценку качественным изменениям собственного бытия.
- 1. Бурцева И. В. Компетентностный подход в контексте профессиональной подготовки бакалавров социальной работы//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 24−2. — С. 149−154.
- 2. Бурцева И. В. Управление в социальной работе: учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. — 193с.
- 3. Бурцева И. В. Здоровый образ жизни лиц пожилого возраста как фактор социального долголетия//Система ценностей современного общества. — 2012. — № 22. — С. 281−285.