Организация социальной защиты населения в регионах России: основные проблемы и современные технологии
Существующая система социальных льгот страны далека от совершенства. Ее неэффективность подтверждается динамикой уровня жизни населения, который изменяется не в сторону сглаживания различий в доходах, а в усилении социальной дифференциации. Отмена значительного количества льгот — необходимая мера. Но, проблему сокращения количества льгот и выплат необходимо решать в комплексе с установлением… Читать ещё >
Организация социальной защиты населения в регионах России: основные проблемы и современные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация социальной защиты населения в регионах России: основные проблемы и современные технологии
В условиях современного развития общества социально-экономическая сфера имеет крайне важное значение. Изменение социальной структуры общества, основных социальных институтов, а также экономические трудности увеличили за последние десятилетия число граждан, нуждающихся в социальной защите, в поддержке, в получении минимальных гарантий от государства, связанных с несчастными случаями, безработицей, другими социальными рисками.
Особенно актуальными являются вопросы обеспечения населения в регионах. Чтобы найти ответ на эти вопросы, следует обратиться к исторической ретроспективе проблемы, изучить становление системы социальной защиты в России за предшествующие периоды времени.
Система социальной защиты населения России имеет долгую историю своего развития. Началом организации социальной работы можно считать 911 год, когда был заключен договор между князем Олегом и греками «Об искуплении пленных», по которому существовали обязательства о выкупе россиян, попавших в плен, отправке их на родину. Этот договор был первым документом заботы государства о своих соотечественниках. Изучая систему социальной политики в дореволюционной России, можно увидеть сочетание двух форм социальной поддержки: государственную и общественную, в которых упор делался на благотворительность, направленную на бедное население. После победы Октябрьской революции проблемы социальной защитой населения обострились еще больше.
Одной из особенностей социальной политики советского времени была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения. Тогда социальная помощь носила благотворительный характер, но пожертвования и милость были признаны пережитком прошлого, и социальное обеспечение и защита превратились в систему, основанную на патерналистских началах, а государство стало органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всего населения.
Но, несмотря на недостатки социального обеспечения советской системы, она эффективно функционировала, и оказание социальной помощи и поддержки было реальным и абсолютно для всех категорий граждан, это:
- — медицинское страхование;
- — пенсионная политика;
- — политика занятости населения;
- — санаторно-курортное лечение;
- — семейная политика и т. д. [18].
Поэтому, советская система социального обеспечения решила многие проблемы и перешла на более качественную и централизованную ступень своего развития, об этом свидетельствуют данные естественного движения населения по стране, в целом и в ее регионах.
В настоящее время система социальной защиты основывается на следующих принципах (см. рисунок 1).
Однако регионы переживают тяжелые времена в области социальной политики, и это отражается на моральном, физическом, материальном, экономическом, демографическом, социальном состоянии населения.
В настоящее время 95% школьников и студентов нельзя отнести к основной группе здоровья, среди молодого поколения низкий общеобразовательный уровень, количество суицидов растет, это указывает на нездоровую социальную атмосферу в обществе. Примером этого можно привести и тот факт, что, на сегодняшний момент, в России почти нет среднего класса, это заставляет задуматься о путях выхода страны из кризиса, что необходимо считать главной задачей.
Рисунок 1. Принципы социального обеспечения.
В регионах страны еще не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию системы социальной защиты, для нее характерна высокая патерналистская роль государства и слабо обозначенные общественные институты. В последние годы социальная защита населения в регионах ориентировалась на адресное решение острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был необходим. Однако практика показывает, что данный подход не имеет долгосрочного эффекта, поскольку не направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективную защиту каждого человека и населения в целом [1, с. 245].
Одной из подсистем социальной защиты населения в регионах является социальное обслуживание. Отсутствие государственных стандартов социального обслуживания и отработанного механизма лицензирования деятельности в сфере социальных услуг накладывает свой отпечаток на управленческие отношения, не позволяя превратить субъекты социального обслуживания в связанное единство, обеспечить высокое качество услуг. Существующая система социального обслуживания не удовлетворяет потребности населения, ее развитие сдерживается несовершенством правовой базы, отсутствием комплексного подхода к совершенствованию системы социального обслуживания, ограниченностью финансовых ресурсов в регионах и по стране в целом, а также, недостаточной профессиональной подготовкой социальных работников.
Существующая система социальных льгот страны далека от совершенства. Ее неэффективность подтверждается динамикой уровня жизни населения, который изменяется не в сторону сглаживания различий в доходах, а в усилении социальной дифференциации. Отмена значительного количества льгот — необходимая мера. Но, проблему сокращения количества льгот и выплат необходимо решать в комплексе с установлением заработной платы, которая покрывала бы необходимые жизненные потребности человека, так как только сокращение льгот нарушит баланс и приведет к падению жизненного уровня большинства граждан.
Население регионов нуждается в стабильном финансовом обеспечении социальных расходов, в их значительном увеличении, а для этого необходимо поступательное развитие регионов и всей страны.
Подходы к проблеме преодоления бедности также диктуются особенностями регионов. Совершенно очевидно, что бедность в них связана с неразвитостью их инфраструктуры: экономической и социальной.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов решение проблем социальной защиты населения связано с проблемами разделения прав и ответственности, бюджетных полномочий между органами власти: федеральными и региональными. Также остро встает вопрос о разделении функций между региональными органами власти и органами местного самоуправления [14, с. 308].
Важность процесса регионализации, необходимость его углубления вызвано необходимостью построения работы по оказанию социальной поддержки на принципе адресности. В связи с тем, что наша страна имеет огромные межрегиональные различия, целесообразнее было бы реализовывать несколько моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения.
В сложившихся условиях, для повышения финансирования расходов на социальные нужды на конкретного человека необходима разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, минимальных норм обеспеченности гражданина услугами и выплатами, а также единые правовые и методические основы их определения, применения и финансирования.
Социальная защита в регионах, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Поэтому, одной из принципиальных задач является — максимальное расширение самостоятельности территорий при принятии решений:
- — какие выплаты нужны на этой территории,
- — в каких объемах, и какой форме они должны предоставляться.
Задачей федеральной власти, при данном подходе, является — снижение социальной дифференциации и борьбе с бедностью при помощи выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.
Развитие и деятельность учреждений социальной защиты населения, в настоящее время, более направлены к стационарным видам социальных услуг, хотя, их эффективность ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к социальным заказам ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными организациями. Также, недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.
Недостаточность информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность этой информации, несопоставимость источников статистических данных также являются проблемой социальных услуг в регионах, не существует стимулов к снижению административных издержек работы системы социальной защиты. Нет практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.
Региональная социально-экономическая политика призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий для жизни касается должно касаться только тех людей, которые не могут обеспечить семя самостоятельно [17].
Таким образом, социальная защита населения в регионах еще далека от идеала и имеет много проблем, как например, — высокая патерналистская роль государства и слабость общественных институтов, которые, несомненно, требуют развития. Необходимо изменить в регионах подход к социальной защите населения, он должен быть направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективу защиты каждого человека.
Также регионам необходимо больше самостоятельности в выборе распределения средств на более необходимые виды помощи и определение ее размера.
Одной из тенденций развития нашего времени является регионализация социально-экономических процессов, которая нашла отражение во внимании к ней всех экономических субъектов:
- — органов власти различных уровней;
- — хозяйствующих субъектов;
- — домохозяйств.
Такое внимание связано с необходимостью повышения эффективности экономико-организационных механизмов, призванных обеспечить результат происходящих процессов.
Одним из критериев успешного развития регионов и страны является социально-эколого-экономическая устойчивость (СЭЭУ), представляющая собой состояние региональных систем, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и экологическую безопасность. Нарушение СЭЭУ влечет возникновение ущербов экономического, социального, экологического характера.
Для достижения СЭЭУ необходима эффективная региональная социально-экономическая политика, сущность которой — управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.
Формирование концепции такой политики и выработка ее эффективных инструментов является актуальной.
В современном мире, в составе населения, растет доля людей пожилого возраста, такие тенденции характерны для страны в целом и для регионов. Очевидно, что последствием такого демографического процесса является рост потребностей социальных услуг, развитие системы социального облуживания, поиск ресурсов и не только финансовых для обеспечения эффективности данной сферы деятельности.
В настоящее время повсеместно внедряются новые технологии и подходы в предоставлении социальных выплат и социального обслуживания граждан:
- — формируется ряд новых концепций;
- — совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры для более полного удовлетворения пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами;
- — внедряются новые виды и формы обслуживания [3, с. 35].
Организация эффективной деятельности по предоставлению гражданам социальных выплат и ее осуществление — это важное направление социальной защиты, так как, по вопросам получения различных пособий, выплат, субсидий, компенсаций обращается множество людей.
Перед государственным сектором и системой социальной защиты была поставлена задача создания «электронного правительства», которая успешно решается, в настоящее время, с минимальным участием гражданина — заявителя в процессе предоставления услуг и социальных гарантий. В перспективе должна быть создана схема предоставления услуг «без участия заявителя».
На федеральном уровне и республиканском создается единая инфраструктура, правовая база для автоматизированного информационного взаимодействия государственных органов между собой, а также с организациями и с гражданами, создаются многофункциональные центры (МФЦ), которые успешно функционируют уже во многих регионах страны, также модернизируются ведомственные и региональные информационные сети.
Региональная система социальной защиты активно принимает в этом участие. В регионах страны реализуются такие проекты, как переход к предоставлению социальных выплат по модели «Одно окно», которые очень значимы. Суть, в следующем: гражданин, обратившийся за социальной помощью, с одним заявлением и всего с одним пакетом документов обращается в «окно», проходит там собеседование с одним специалистом по всем социальным выплатам, которые он имеет право получать. При их назначении на него формируется одно комплексное личное дело, с несколькими разделами:
- — «Меры социальной поддержки»;
- — «Субсидии»;
- — «Пособия» и так далее [17].
Данная технология позволяет быстро и удобно актуализировать право граждан на получение выплат.
Также, уже завершен переход к предоставлению социальных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме через кредитные учреждения или органы доставки, на выбор получателя.
Следующая реформа процесса по предоставлению выплат — создание государственного учреждения «Центра социальной поддержки населения». Для улучшения работы было проделано множество организационных вопросов:
- — изменен режим работы для удобства граждан;
- — утверждены «Стандарт» и «Регламент» клиентской службы;
- — внедрены новые формы заявлений, телефонные справочные службы;
- — организована предварительная запись на прием.
- — проведена информационная работа с населением.
Новая форма по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг избавляет получателя предоставлять документы много раз, при повторном предоставлении субсидий одиноко проживающим пенсионерам, они оформляются даже без их личного обращения, на основании данных информационного обмена со смежными организациями.
Следует отметить, что успех реформы был бы невозможен без применения компьютерных технологий, автоматизации работы клиентских служб. Во всех регионах внедрен в эксплуатацию программный комплекс «Клиентская служба», который разработанный специалистами отрасли, он организует работу в автоматизированном режиме по принципу «Одно окно».
Положительный результат новых технологий очевиден:
- — исчезли очереди,
- — удалось минимизировать время обслуживания одного клиента до 15 минут,
- — оформление любых социальных выплат производится с одним пакетом документов и в комфортных условиях.
Все эти новации позволяют регламентировать деятельность, иметь электронные личные дела, использовать корпоративные сети для передачи данных. Наличие программного обеспечения позволило успешно взаимодействовать таким центрам с филиалами.
Таким образом, такая модель организации очень эффективна, и ее необходимо распространять на всей территории страны.
Внедрение новых технологий изменило принципы организации работы специалистов этой отрасли. В настоящее время, назначения социальных выплат, пособий, субсидий, компенсаций, мер социальной поддержки производится теперь одним специалистом, который специально готовится к такой многопрофильной работе. Внедрение такого — «участкового метода», обеспечивает:
- — своевременное назначение выплат;
- — сокращение затрат времени;
- — взаимозаменяемость специалистов;
- — наличие информации обо всех предоставляемых социальных выплатах;
- — повышает мотивацию работников;
- — вызывает соревновательный момент между участками по качеству работы.
Безусловно, что такие технологии работы позволяют повысить доступность и качество предоставления социальных выплат, эффективность использования бюджетных средств на реализацию социальных программ, что актуально как никогда, особенно в условиях мирового финансового кризиса.
Результатом данной реформы должна стать оптимальная социальная система, где все формы и виды социальных услуг взаимно дополняют и заменяют друг друга и имеют комплексный характер.
Итак, система социальной защиты должна обеспечивать широкий спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению, при этом необходимо добиваться максимально эффективного расходования бюджетных средств на ее содержание и развитие, при этом, при создании такой системы, должен быть комплексный подход. Поэтому, Министерство социальной защиты населения должно разрабатывать новые социальные технологии.
- 1. Апостолова А. М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 478 с.
- 2. Архипова Н. И., Кульба В. В., Кононов Д. А. Сценарное исследование социально-экономических систем: синтез оптимальных сценариев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2011. — № 4. — С. 58−85.
- 3. Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. «Ad Marginem', М., Дело, 2012.
- 4. Егорова Т. Н., Шманёв С. В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. — 2013. — № 4. — С. 20−21.
- 5. Морковкин Д. Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2011. — № 1. — С. 48−53.
- 6. Морковкин Д. Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. — 162 с.
- 7. Морковкин Д. Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. — 2013. — № 2. — С. 74−80.
- 8. Морковкин Д. Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. — 2011. — № 6. — С. 81−94.
- 9. Морковкин Д. Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2014. — № 1. — С. 4−10.
- 10. Незамайкин В. Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации // Финансы и кредит. — 2005. — № 17 (185). — С. 22−24.
- 11. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Априорная оценка последствий финансовых решений, принимаемых при планировании деятельности компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2011. № 2. С. 65−68.
- 12. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р. Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с.
- 13. Современная энциклопедия социальной работы / под. ред. акад. РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Издательство РГСУ, 2008. 368 с.
- 14. Сухарев О. С., Шманев С. В. Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) // Экономика региона. — 2006. — № 4. — С. 67−77.
- 15. Федеральный закон № 81 от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. на 01.01.14 г.).
- 16. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред.27.07.14 г.).
- 17. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ (ред.27.07.14 г.).
- 18. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2014. — № 4. — С. 123−126.
- 19. Шумаев В. А., Морковкин Д. Е., Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. — 2015. — № 3 (849). — С. 53−59.
- 20. Юрзинова И. Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2004. — 166 с.