Городское самоуправление.
Политическая социология
В управлении городом участвовала и общественность. При исполнительных органах действовали общественные структуры: комитеты музеев и библиотек, санитарные и училищные комиссии, комиссии для принятия чрезвычайных мер, учреждения для управления благотворительными и иными организациями. Официально советы формировались на демократической основе. Депутатский корпус избирался прямым тайным голосованием… Читать ещё >
Городское самоуправление. Политическая социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Впервые оно было введено по жалованной грамоте Екатерины II, предоставившей право и выгоды городам Российской империи. После официального провозглашения оно подвергалось четырем реформам (1785, 1846, 1870, 1892 гг.).
Изначально все сословия получили право участвовать в выборах. Активными избирательными правами наделялись городские жители, являвшиеся российскими подданными с учетом цензовых ограничений:
- — возрастной ценз — лица, которым исполнилось 25 лет;
- — имущественный ценз — владение имуществом в городских пределах на праве собственности и купеческие свидетельства на владение торговым или промышленным заведением, с которых осуществлялась уплата налогов в городскую казну. При этом горожане делились па шесть разрядов. Избирательная система основывалась на образовании трех курий выборщиков. Прямого участия всех горожан в голосовании не было. Однако практически все значимые группы, имеющие определенные интересы, получили свои представительства в городских думах.
Городская дума состояла из председателя — городского головы, гласных, а также по одному представителю от уездной земской управы и духовного ведомства. Обязанности председателя думы и управы возлагались на одно лицо. Все члены городской управы избирались думой.
Государственными служащими считались голова, члены управы и городской секретарь. В отличие от того, как это решалось в земских учреждениях, служащие городских управ, не имеющие права поступления на государственную службу, не получали первый классный чин.
В управлении городом участвовала и общественность. При исполнительных органах действовали общественные структуры: комитеты музеев и библиотек, санитарные и училищные комиссии, комиссии для принятия чрезвычайных мер, учреждения для управления благотворительными и иными организациями.
Обладая широкими полномочиями, главными направлениями в деятельности городских органов власти были благоустройство, пути и средства сообщения, народное образование и здравоохранение, общественная безопасность, проведение общеполезных увеселений и пр. Городские власти не допускали произвольного повышения пен. Без их внимания не оставались и проблемы жилья, коммунального обслуживания.
В то же время развитию городского самоуправления государство не способствовало. Четкого разграничения компетенций не было. Сметы городского самоуправления утверждались губернатором. Под строгим контролем был и кадровый состав — лица, избранные на должность городского головы утверждались: в губернских городах — министром внутренних дел, в других — соответствующим губернатором.
Не оказывало государство и должного доверия общественным организациям, поскольку, к примеру, приглашая их оплачивать строительство, строить социальные объекты, не давало им возможности распоряжаться создаваемыми учреждениями.
В своем развитии оно во многом опережало ранние формы местного самоуправления. В соответствии с законодательной базой были существенно расширены его функции, введена более прогрессивная избирательная система, изменились и внутригородские экономические отношения со стороны различных субъектов.
Советы народных депутатов
Впервые Совет рабочих депутатов был официально создан в 1905 г. Его деятельность распространялась на многие сферы, включая и политическую. Дальнейшее институциональное оформление советы получили после Октябрьской революции, выполняя идеологические функции: агитации и пропаганды революционных положений. Лишь после 1919 г. местные советы и исполкомы стали заниматься вопросами местного значения.
Вплоть до 1923 г. советы, являясь координаторами решения локальных проблем, были самостоятельными, хотя и в рамках декретов и постановлений государственных органов власти. Особенностью их положения было и то, что они были введены в структуру органов государственной власти. В качестве представительного органа на территории сел, как правило, выступало собрание.
Официально советы формировались на демократической основе. Депутатский корпус избирался прямым тайным голосованием всеми избирателями. Выдвижение кандидатов на определенные должности происходило на общих собраниях трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций.
Однако на практике кадровый состав депутатов формировался не на конкурсной основе, а в соответствии с решением партийных органов. Председатель совета одновременно возглавлял исполнительный орган власти. Лишь в отдельные исторические периоды наблюдалось некоторое сокращение жесткого партийно-государственного вмешательства в дела местных органов власти. Однако с конца 60-х гг. XX в. роль местных советов и участие в них жителей постоянно снижались.
Таким образом, каждая из основных исторических форм местного самоуправления, являясь своеобразным социальнополитическим институтом, основывалась па автономном решении жизненно важных вопросов местного сообщества, а также выступала в качестве механизма, способствующего в той или иной мере участию населения в политической жизни локального уровня.