Функции искусства.
Обществознание
Искусство в. своей эстетическо-катарсической функции «просветляет», очищает эмоции путем расширения их предмета. Искусство обращает человека к самопознанию, преображая «фальшивые» театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический… Читать ещё >
Функции искусства. Обществознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- • эстетическая,
- • познавательная,
- • коммуникативная,
- • гедонистическая (функция наслаждения),
- • эвристическая (творческая),
- • катарсическая («очищающая»),
- • социально-организуюшая,
- • воспитательная,
- • игровая,
- • компенсаторная.
По поводу содержания функций искусства, соотношения различных функций между собой до сих пор ведутся споры. Если искусство есть сгущение, концентрация эстетического отношения к действительности, осуществляемая с помощью моделирования особой художественной реальности, иллюзорного мира, который не претендует на подлинность, то эстетическая функция искусства будет не «первой среди равных», но основной. Правомерно ли в таком случае говорить о множестве других функций?
Существует точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно моделирует действительность, жизнь, поневоле воспроизводит вес проявления человеческой жизнедеятельности, то есть, в равной мере выполняет все перечисленные функции. Но далеко не всякое произведение искусства является «энциклопедией жизни», особенно это относится к современному искусству. Если исходить из того, что эстетическое отношение есть переживание собственно человеческого отношения к миру, предвосхищение бесконечности человеческих возможностей, то в этом случае искусство «вхоже» в любую сферу человеческой жизни, для него нет запретных тем, но, касаясь любой области, искусство все же остается самим собой.
Искусство — необходимая предпосылка познавательной деятельности, но познавательная функция не сводится к информированию читателя или зрителя о достижениях в научной области. Искусство способствует формированию самой познавательной способности, «интуиции познания», предлагая неожиданные повороты событий, сопрягая несовместимое, стимулируя фантазию.
То же можно сказать и о воспитательной функции искусства. Если художественная эмоция «бескорыстна», то это еще не означает, что любитель искусства забывает о собственной выгоде в жизни. Театральные слезы в известном смысле — фальшивые слезы, хотя зритель в театре и не играет в сострадание. Искусство может оказаться кладбищем благих намерений, несовершенных поступков, не осуществленных в реальной жизни нравственных усилий. Искусство может стать не побуждением к совершению нравственных поступков, а средством успокоения нечистой совести. В этом случае отличить воспитательную функцию искусства от компенсаторной чрезвычайно трудно.
Коммуникативная функция искусства не может быть сведена к общению людей по поводу увиденного фильма или к общению автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение («сообщение» с точки зрения теории коммуникации) всегда неоднозначно. Адресат пытается прояснить его смутные очертания, понять с точки зрения собственных ожиданий, интерпретировать. Искусство несет «избыточную» информацию, всегда предполагает более чем одно истолкование «сообщения» (художественного произведения). Искусство ослабляет прямые, однозначные функциональные связи между людьми, затрудняет повседневный процесс общения, заставляет задуматься о том, что нас связывает. Но тем самым искусство помогает ощутить ценность нефункционального общения, «общения вообще».
Эстетическое воздействие искусства выражается, по словам крупнейшего отечественного психолога Л. С. Выготского, в «отсроченной реакции», опосредованной сложной работой мысли. Катарсическое воздействие художественного произведения и выражает собственно его эстетическую сущность. Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью «сострадания и страха», как писал еще Аристотель.
Эмоция сигнализирует о жизненной важности увиденного для человека. Но художественные эмоции «беспредметны». Судьба Гекубы, троянской царицы, которая так трогает человека, включенного в театральное действие, заведомо далека от его каждодневных интересов. Но парадоксальность художественно-эстетической эмоции стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям.
Искусство в. своей эстетическо-катарсической функции «просветляет», очищает эмоции путем расширения их предмета. Искусство обращает человека к самопознанию, преображая «фальшивые» театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки.
Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни. Поэтому жесткое разделение познавательной, воспитательной, игровой функции искусства не имеет смысла, можно говорить лишь о различных модусах, способах функционирования искусства в нашей жизни.