Философия эпохи возрождения
Человек ощутил себя ничем не ограниченным — ни природой, которая была божественным началом у греков, пи Богом христианской религии, отменившим божественность природы, а теперь постепенно теряющим власть над человеком. Человек становится равным Творцу, поэтому такое большое значение принимает в Ренессансе фигура художника. Дух Ренессанса воплотился прежде всего в искусстве. Эпоху… Читать ещё >
Философия эпохи возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучив материал данной главы, студент должен:
знать
- • особенности культуры и философии эпохи Возрождения;
- • гуманистическую направленность философской мысли итальянского и Северного Возрождения;
- • основные идеи натурфилософии Возрождения и их значимость для становления научного естествознания;
- • социально-политические и утопические идеи Возрождения;
уметь
- • раскрыть значимость философских концепций Возрождения для критики схоластики и формирования гуманистического взгляда на человека;
- • осмыслить взаимосвязь философии, искусства и науки Возрождения;
владеть
• навыками анализа социально-политических концепций Возрождения и последствий их реализации на практике.
Эпоху в западноевропейской истории, обозначающую переход от Средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным, называют Возрождением (фр. renaissance, итал. rinascimento; от ге (п) — снова или заново и nasci — рожденный) или Ренессансом. Хронологически эта эпоха охватывает период с XIV до конца XVI — начала XVII в.
Термин «Renaissance» был введен мыслителем и художником Джорджо Вазари (1511 — 1574) в работе «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В это понятие вкладывался двойной смысл: первый — прямой — возрождение идеалов и ценностей античной культуры; второй — символический — Христово Воскресение — Пасха, возрождение к новой жизни после страданий и смерти. Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни — Воскресение).
Культура Возрождения зародилась в Италии, а затем распространилась по всей Европе.
Личность в культуре Возрождения
Философия, по определению Гегеля, — это эпоха, схваченная в мыслях. Что представляла собой эпоха Возрождения? Каковы ее особенности по сравнению с предшествовавшей эпохой Средневековья? Они определяются тем, что Возрождение было переходной эпохой от Средневековья к Новому времени, и, как во всякую переходную эпоху, старое и новое, переплетаясь, образовали своеобразный, качественно новый сплав. Два с половиной столетия Возрождения — от Петрарки до Галилея — знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к Новому времени.
В эпоху Ренессанса сформировался новый тип личности, который выразил себя и в искусстве, и в философии. Это уверенный в себе, властный, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Ренессансный индивид никого и ничего не боится. Для него нет моральных авторитетов. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. В отличие от Средневековья, гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека эпохи Ренессанса. И раньше были люди, всесторонне образованные, талантливые, энергичные. Вспомним хотя бы Данте, Пьера Абеляра, Фому Аквинского и многих других. Однако они не стремились всех превзойти, это не было их сознательной целью. Деятели культуры Ренессанса стремятся превзойти других не только в одном каком-нибудь искусстве или науке, но именно в разносторонности, в умении все сделать и все познать. Отсюда сильнейшее честолюбие и жажда славы, не останавливающаяся порой ни перед чем. Ф. Энгельс писал, что эта эпоха нуждалась в титанах и «породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености…»[1] Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, то имеют в виду прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, творчество которых носило универсальный характер и которым одинаково доступны были и живопись, и архитектура, и естественные науки. Стремление к самовыражению было свойственно не только великим творцам культуры, но и многим менее прославленным людям той эпохи. Массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен культуры Возрождения.
Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную, или «обратную», сторону. Заметим, что, согласно греческой мифологии, титаны взбунтовались против богов. В период Возрождения стремление к самоутверждению было присуще не только личности высокой и творческой, но и личности аморальной. Духовная свобода оборачивалась диким разгулом страстей, алчности, готовности к любым преступлениям для достижения личных целей.
Человек ощутил себя ничем не ограниченным — ни природой, которая была божественным началом у греков, пи Богом христианской религии, отменившим божественность природы, а теперь постепенно теряющим власть над человеком. Человек становится равным Творцу, поэтому такое большое значение принимает в Ренессансе фигура художника. Дух Ренессанса воплотился прежде всего в искусстве.
Мыслителями XIV—XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная как от античной, так и от средневековой. В центре ренессансного мировосприятия оказывается уже не Космос Античности и не Бог Средневековья, а Человек.
- [1] Энгельс Ф. Диачектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 346.