Система управления адаптационными процессами
У работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой. Выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; Об успехе профессиональной адаптации можно судить на основании ряда показателей: Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность; Проведение индивидуальных… Читать ещё >
Система управления адаптационными процессами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие, цели и задачи системы управления трудовой адаптацией
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов [21, с.38].
Цели системы управления адаптацией хорошо сформулированы у Кибанова и могут быть представлены в виде схемы (рисунок 4):
Рисунок 4 Система управления адаптацией персонала [11, с.144].
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову, являются [11, с.145]:
- — организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
- — проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- — интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
- — специальные курсы подготовки наставников;
- — использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
- — выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- — подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т. п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.
Об успехе профессиональной адаптации можно судить на основании ряда показателей:
- 1. Завершение ориентировочного этапа и этапа знакомства с рабочей ситуацией. Работник успешно адаптировался, если работа не вызывает у него чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной,
- 2. Овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы.
- 3. Овладение своей профессиональной ролью.
- 4. Рабочие показатели работника устраивают его непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам).
- 5. Поведение работника соответствует требованиям, установленным руководством.
- 6. У работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой.
- 7. Успех в работе связан с ощущением жизненного успеха [12, с. 173].
В заключение следует отметить, что успешное решение проблемы адаптации требует серьезной методической и организационной paботы. Одного лишь понимания ее важности недостаточно. Успех здесь возможен лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.