Состояние и проблемы реализации федерального закона «О техническом регулировании» По материалам статьи С.В. Пугачева «Состояние и проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», «Стандарты и качество», № 4, 2006
Разработчики регламентов, а это в большинстве своем ассоциации предприятий — изготовителей продукции, начинают процесс разработки с нуля и только в ряде случаев используют действующие нормативные документы. Конечно, такой подход не приводит к положительным результатам, тем более в условиях определенного конфликта интересов: когда производитель (поставщик) продукции разрабатывает обязательные для… Читать ещё >
Состояние и проблемы реализации федерального закона «О техническом регулировании» По материалам статьи С.В. Пугачева «Состояние и проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», «Стандарты и качество», № 4, 2006 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» (далее ФЗ), основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор. Эти элементы, которые существовали и ранее (кроме технических регламентов), потребовали существенной доработки, так как не соответствовали новым общественно-экономическим реалиям, а также создавали необоснованные и избыточные барьеры в торговле.
Со вступлением в силу ФЗ прекратили свое действие законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».
К апрелю 2006 г. в Правительство РФ внесены 10 технических регламентов, подготовленных на основе принципиально разных подходов, с различной степенью проработки. Причем все они предполагают принятие федеральным законом. (Для справки: по плану законопроектной деятельности Правительства РФ на 2006 г. необходимо подготовить 49 проектов законов, но ни одного технического регламента.) Большинство из них возвращены на доработку и для проведения необходимых согласований.
В стадии публичного обсуждения находится (находились) 141 проект технических регламентов, при этом по 75 проектам публичное обсуждение завершено. В настоящее время принят только один разработанный в инициативном порядке регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. с 609).
При этом в 2010 г. (по окончании переходного периода в соответствии с п. 7 ст. 46 ФЗ) обязательные требования к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не были приняты, прекращают свое действие.
Между тем эксперты отмечают, что противоречия ФЗ, отсутствие четкой методической базы разработки технических регламентов, а также расхождения с международными и, прежде всего, европейскими подходами к разработке технических регламентов не позволят в установленный срок разработать необходимое число регламентов. По разным оценкам, их число может составлять от 400 до 2 тыс. и более документов.
Что сдерживает процесс создания регламентов? Основными проблемами, выявленными при разработке и публичном обсуждении технических регламентов, можно назвать следующие:
- · невозможность реализации отдельных положений ФЗ в связи с наличием существенных противоречий (как следствие, восемь поручений Правительства РФ и решение заседания Правительства РФ от 12.12.2003 о необходимости внесения изменений в закон, решение Правительственной комиссии по техническому регулированию от 01.04.2005, поручение Председателя Правительства РФ о разработке данного законопроекта в очень сжатые сроки — до 01.09.2005);
- · несоответствие отдельных ключевых положений ФЗ Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО), европейскому законодательству и законодательству стран СНГ в области технического регулирования;
- · отсутствие четкого разделения сфер законодательств в области технического регулирования, охраны окружающей среды, охраны труда, пожарной безопасности, здравоохранения… (как следствие, перечень законодательных (подзаконных) актов, которые должны быть приведены в соответствие с принятым ФЗ, составляет около 120 законов и 700 постановлений Правительства РФ);
- · отсутствие единых методических подходов при разработке технических регламентов (структура, определение и описание объектов технического регулирования, формы установления минимально необходимых требований, взаимосвязь регламента и других нормативных документов (стандартов, норм и правил и т. д.), использование анализа и оценки рисков);
- · отсутствие комплексного анализа действующих моделей технического регулирования в рассматриваемой регламентом области (оценка действующего законодательства для данных объектов технического регулирования, оценка международных обязательств России, оценка действующих систем сертификации, взаимосвязь всех элементов технического регулирования, в том числе рыночного и дорыночного контроля, оценка потенциальной опасности продукции и т. д.);
- · необоснованные отступления от действующих общепринятых нормативных документов (стандартов, норм, правил и т. д.) при установлении обязательных требований, терминов, определений и классификации объектов технического регулирования.
Разработчики регламентов, а это в большинстве своем ассоциации предприятий — изготовителей продукции, начинают процесс разработки с нуля и только в ряде случаев используют действующие нормативные документы. Конечно, такой подход не приводит к положительным результатам, тем более в условиях определенного конфликта интересов: когда производитель (поставщик) продукции разрабатывает обязательные для себя самого требования.
Сейчас разработка регламентов идет стихийно, поэтому имеются случаи, когда на одну и ту же область разработаны по два-три регламента, при этом на один и тот же объект в разных регламентах устанавливаются различные требования. В результате регламенты становятся орудием конкурентной борьбы между различными группами предприятий и закрепления доминирующего положения отдельных организаций на товарном рынке.
Спустя почти три года после вступления ФЗ в силу можно констатировать, что при разработке технических регламентов в ряде случаев выбирается крайне неэффективная модель технического регулирования, сдерживающая развитие нашей промышленности и консервирующая ее отставание.
Для повышения эффективности государственной политики в области технического регулирования необходимо реформирование национальной системы стандартизации Российской Федерации, которая при разработке и применении национальных стандартов обеспечит баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.
Опыт зарубежных компаний показывает, что вложения в стандарты дают на единицу затрат 20−40 единиц прибыли, при этом ежегодные затраты на международную стандартизацию компаний Shell и ВР составляют 8 и 6 млн долл. США соответственно.
Таким образом, государство и бизнес должны быть заинтересованы в эффективном применении стандартизации как рычага технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Основные принципы и формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия регламентируемых объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров осуществляется на базе определенных установленных (ФЗ «О техническом регулировании», ст. 19) принципов (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Основные принципы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров
Таким образом, форма подтверждения соответствия на территории России носит добровольный или обязательный характер (рис. 1.9).
Рис. 1.9 Основные формы подтверждения соответствия (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»)