Организация системы контроля качества
Выборочный контроль предполагает определенный риск, поскольку решение о партии принимается на основе образца. Ошибочно может быть забракована «хорошая» партия (в этом случае приходится говорить о риске производителя), или, наоборот, может быть принята «плохая» партия (риск потребителя). Риск может быть снижен через увеличение объема выборки контрольных образцов, но это неизбежно ведет… Читать ещё >
Организация системы контроля качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление качеством и контроль за ним имеют для завода две стороны — коммерческую и юридическую. С коммерческой точки зрения предприятие стремиться обеспечить качество товара или услуги, отвечающее запросам и ожиданиям потребителей. С юридической же точки зрения именно производителю, а не торговцу или посреднику приходится отвечать за некачественный товар.
Особой проблемой является контроль за качеством в тех отраслях и производствах, продукция которых способна нанести вред потребителям.
На предприятии стандарты качества продукции подтверждены сертификатами соответствия образца РФ, РМ, ПМР.
Качество, эта на первый взгляд совершенно очевидная характеристика предметного блага или услуги, оказывается при более внимательном рассмотрении весьма относительным и неопределенным понятием.
Качество может иметь совершенно разный смысл для производителя и для потребителя одного и того же продукта. Потребитель исходит из своей потребительской установки — вещь или услуга должна хорошо удовлетворять его потребности, быть ему полностью полезной. Утюг должен гладить, нож для консервов — открывать консервные банки, продукты питания должны утолять голод и быть приятными по вкусу. Синонимом качества для потребителя могут быть также различные иные характеристики блага: долговечность, надежность, красивая форма, оригинальный вид и многое другое. Для потребителя качество неразрывно связано с полезным эффектом, получаемым от блата, иными словами, это функциональное качество, раскрывающееся через функции товара, его употребление. Окрепилов В. В. Управление качеством. — М.: Экономика, 2001. с. 97.
Часто функциональное качество может не соответствовать техническому качеству.
Кухонный комбайн, к примеру, может быть верхом совершенства с точки зрения конструктора и производителя, но совершенно нефункционален с точки зрения потребителя, если его использование в быту предполагает тягостное ознакомление с толстенной брошюрой-инструкцией и постоянное к ней обращение.
Качество блага всегда соотносится потребителем с ценой блага. Потребитель оценивает не качество само по себе или цену саму по себе, а их соотношение. У каждого потребителя есть свое представление о рыночной справедливости — за какое-то качество он готов выложить дополнительные деньги, а от приобретения какого-то качества за требуемую сумму, наоборот, экономно воздержаться.
В процессе производства качество продукта должно соответствовать внутренним техническим стандартам предприятия, опытному образцу, модели или конструкции изделия. Но сами конструкции, модели или стандарты могут быть как низкого, так и высокого качества. В первом случае можно говорить о качестве соответствия техническим стандартам, во втором — о качестве конструкции. Для предприятия важно и то и другое, но еще и качество функциональное, т. е. соответствие функциональных характеристик продукта запросам потребителей. Любая недоработка в обеспечении каждого из перечисленных качеств создает неприятные проблемы для предприятия.
Когда в процессе изготовления продукта необходимо контролировать качество? Ответ достаточно прост — всегда, на всех этапах производственного процесса, а не только в его конце. Каждый производственный этап требует своего контроля, его специфической организации.
Во-первых, на заводе осуществляется контроль за качеством поставляемого сырья и материалов, приобретаемого оборудования, поступающей на предприятие информации и т. д.
Во-вторых, производится контроль за производственным процессом. Он включает контроль за исправностью и технологической отдачей оборудования. Работники хорошо обучены и подготовлены к работе с имеющимся оборудованием. Они, соблюдают производственную и технологическую дисциплину. Наконец, готовая продукция проверяется ОТК прежде, чем она покинет пределы предприятия.
Контроль осуществляется как постоянный, так и периодический. Например, целесообразно время от времени проверять технологический процесс, чтобы своевременно выявлять отклонения, способные влиять на качество продукта, и принимать соответствующие корректирующие меры.
Контроль производится как все охватывающий (полный, тотальный), так и выборочный (частичный, дискретный).
Можно, например, проверять каждый узел или деталь электродвигателя по завершении каждой технологической операции, можно проверять каждое готовое изделие. Реальный при работе на заказ или малом объеме производства, такой контроль качества вряд ли целесообразен и эффективен при массовом производстве завода. Иногда он попросту невозможен, когда для проверки качества изделие надо разрушить. В этих случаях применяется контроль выборочный, т. е. проверяют качество выборки образцов — изделий, отобранных в определенном, установленном отношении к общему объему (одно изделие из каждой десятки). На основании качества образца (одного изделия) делается вывод о качестве всей партии (всех десяти единиц).
Выборочный контроль предполагает определенный риск, поскольку решение о партии принимается на основе образца. Ошибочно может быть забракована «хорошая» партия (в этом случае приходится говорить о риске производителя), или, наоборот, может быть принята «плохая» партия (риск потребителя). Риск может быть снижен через увеличение объема выборки контрольных образцов, но это неизбежно ведет к увеличению расходов. На практике существуют отработанные методики выборочного контроля.
Для контроля качества на предприятии создана специальная служба — ОТК. Для фактического контроля качества созданы специальные испытательные стенды и лаборатории.
По такому пути обычно идут американские и европейские компании. Японские же компании предпочитают возлагать контроль качества на самих производственных работников — от рабочих до их непосредственных руководителей. Все производственные работники проходят соответствующую подготовку. Но этого мало: они включаются в особую организацию, действующую прямо на производстве, — «кружки качества».