Теоретические основы менеджмента
В любой организации можно выделить систему управления — это совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, направленным на достижение целей организации. Система — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов. Процессный подход понимает менеджмент как простое… Читать ещё >
Теоретические основы менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент».
Менеджмент — вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями.
Менеджмент — самостоятельная область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера.
Менеджмент — наука, использующая количественные методы и моделирование при принятии управленческих решений.
Менеджмент — искусство управления, требующее личных способностей и творческого потенциала менеджера.
Менеджмент — совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления.
Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент — это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В общедоступном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Менеджмент — это управление в условиях рыночной экономики.
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- — ориентация на человека;
- — ориентация на потребителя;
- — полная ориентация на рынок;
- — постоянное совершенствование системы управления организацией.
В настоящее время к менеджменту применяют следующие научные подходы.
А). Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сложившийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.
Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.
Б). Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Система — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов.
Признаки системы:
- 1. Сложность объекта и его целостность.
- 2. Способность делиться на подсистемы (это не отделы).
- 3. Быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.
- 4. Способность образовывать единство с внешней средой.
В любой организации можно выделить систему управления — это совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, направленным на достижение целей организации.
Система управления включает управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).
В). Ситуационный подход — появился в 60-е годы XX века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т. е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента.
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Основными моментами современной системы взглядов на менеджмент («новая управленческая парадигма») являются следующие:
- — отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,
- — использование в менеджменте теории систем,
- — применение к управлению ситуационного подхода,
- — признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.