Анализ стиля управления руководителя подразделения ГБОУ СПО РО «РКСИ»
Руководитель полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев; Сотрудники, считают, что их руководитель — демократ. Что она в коллективе… Читать ещё >
Анализ стиля управления руководителя подразделения ГБОУ СПО РО «РКСИ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью исследования было определить стиль управления руководителя подразделения. В качестве испытуемых выступили сотрудники кафедры «Экономики, управления и почтовой связи (ЭУ и ПС)».
Заведующей кафедры, Шемякиной Натальи Юрьевне было предложено ответить на вопросы анкеты, по методике «Склонность к определенному стилю руководства», разработанной Е. П. Ильиной.
Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства (Приложение 1).
Таблица 2 — Склонность к определенному стилю руководства.
№ вопроса. | Вопрос. | Ответ. | Стиль управления. |
При принятии важных решений вы. | посоветуетесь с коллективом. | демократический. | |
При организации выполнения задания: | предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль. | демократический. | |
При осуществлении контроля над деятельностью подчиненных: | доверите осуществление контроля самим подчиненным. | демократический. | |
В экстремальной для коллектива ситуации: | возьмете все руководство на себя; | авторитарный. | |
Строя взаимоотношения с членами коллектива. | будете общаться в основном, если к вам обратятся. | авторитарный. | |
При управлении коллективом: | будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости. | либеральный. | |
В отношениях с членами коллектива: | будете поддерживать только деловые отношения. | авторитарный. | |
По отношению к замечаниям со стороны коллектива: | выслушаете и учтете замечания. | демократический. | |
При поддержании дисциплины: | сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным. | демократический. | |
В отношении того, что о вас подумает коллектив: | внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной. | демократический. | |
Распределив полномочия между собой и подчиненными: | будете осуществлять только общий контроль. | демократический. | |
При возникновении затруднений при принятии решения: | обратитесь за советом к подчиненным. | демократический. | |
Контролируя работу подчиненных: | будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты. | демократический. | |
Руководя подчиненными: | будете в основном использовать просьбу, а не приказ; | демократический. | |
При недостатке знаний для принятия решения: | не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным. | демократический. | |
Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: | будете требовательным, но справедливым. | демократический. | |
В отношении нововведений: | если они целесообразны, то охотно их поддержите. | демократический. | |
Вы считаете, что в нормальном коллективе: | подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя. | демократический. |
Используя полученные при анкетировании данные, построим диаграмму, наглядно показывающую склонность руководителя к одному из стилей руководства.
Рисунок 4 — Структура стиля руководства руководителя подразделения.
Стиль руководителя можно определить как демократический. Подчиненным предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. Поощряется инициатива и творческая активность. Руководитель с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникших вопросах, считается с их мнением и советами.
Однако на практике не встречается стиля руководства в чистом виде, поэтому и для Натальи Юрьевны, прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении с подчиненными можно было увидеть черты либерального стиля — желание всем помочь, понравиться, влияет на подчиненных часто в форме просьб и путем удовлетворения их потребностей.
Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчиненными. Поэтому, в рамках исследования было проведено анкетирование среди сотрудников кафедры ЭУ и ПС (Приложение 2) по методике «Определения стиля руководства трудовым коллективом». Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу ее составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива.
В анкетировании приняли участие: Г. П. Ахтырец, Т. Ф. Гапоненко, Л. Ф. Григорьева, Е. Ю. Каверзнева, О. А. Ревнивцева, Н. Ф. Рязанцева, О. О. Шумина.
Таблица 3 — Определение стиля управления трудовым коллективом.
№ вопроса. | Ответ. | Количество человек. |
Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы. | ||
Приказывает так, что хочется выполнить. | ||
Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. | ||
Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе. | ||
Способствует тому, чтобы работали самостоятельно. | ||
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней. | ||
Затруднились ответить. | ||
Ответственность распределяет между собой и подчиненными. | ||
Руководитель единолично принимает решения или отменяет их. | ||
Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. | ||
Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. | ||
Затруднились ответить. | ||
Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. | ||
Критические ситуации не изменяют способа его руководства. | ||
Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим. | ||
Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. | ||
Затруднились ответить. | ||
Он требователен, но одновременно и справедлив. | ||
Затруднились ответить. | ||
Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных. | ||
Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. | ||
Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. | ||
С руководителем работать интересно. | ||
В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении. |
Проанализировав ответы преподавателей, можно сделать следующие выводы:
- — сотрудники, считают, что их руководитель — демократ. Что она в коллективе, а не отдельно от него, готова прийти не помощь. Но при этом, как настоящий начальник держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы ее приказы исполнялись;
- — положительными чертами руководителя являются постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды;
- — руководитель во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Она старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей;
- — руководитель полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев;
- — использование делегирования полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера;
- — руководитель ориентируется на возможности подчинённого, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала. Работники получают удовлетворение от работы.
Изучив литературу по выбранной теме и проведя ряд исследований, можно дать некоторые рекомендации Н. Ю. Шемякиной по улучшению отношений между ней и её сотрудниками.