Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Показатели и факторы внешней торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включение во внутреннее потребление товаров и ресурсов, поставляемых на зарубежные военные базы, куда, например США ежегодно вывозят около 30 млн т только угля, и др. Во-первых, в мировом товарообороте учитывается лишь экспорт, ибо сумма экспорта товаров одной страны автоматически становится суммой их импорта другой страны; Изменение курса национальной валюты. Его рост снижает показатель чистого… Читать ещё >

Показатели и факторы внешней торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Масштабы внешней торговли, ее последствия и эффективность в разных странах различны и зависят от масштабов, местоположения государств и других факторов. В свою очередь масштабы и степень внешней торговли отдельных стран определяются следующими показателями.

1. Экспортно-импортная квота (ЭИК), экспортная квота (ЭК) или импортная квота (ИЮ, что характеризует степень открытости национальной экономики (СОЭ) и определяется следующими формулами:

Показатели и факторы внешней торговли.

где Э — объем экспорта государства в данный период;

И — объем импорта государства в данный период;

ВВП — валовой внутренний продукт страны в данный период.

Однако при этом ВВП учитывается только по добавленной стоимости (v + m), а объемы экспорта и импорта — по ценам конкретных товаров (с + v + р), поэтому СОЭ нельзя трактовать как долю суммы экспорта и импорта во всем объеме ВВП.

  • 2. Доля экспорта (или импорта) страны в общемировом экспорте. Доля стран G7 в мировом экспорте близка к 40%, в том числе доля США — 8—9%, ФРГ — 8—9%, Японии — А—5%, других стран G7 — по 3—4% (РФ — 2%).
  • 3. Объем экспорта товаров на душу населения (абсолютный показатель внешней торговли и интернационализации экономики).
  • 4. Соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в МВП.
  • 5. Доля готовой продукции страны на мировом рынке.
  • 6. Общая структура экспорта (и импорта) — удельный вес экспортируемых (импортируемых) товаров по видам и глубине их переработки.
  • 7. Доля импорта в потреблении всех субъектов экономики.
  • 8. Относительная экспортная специализация (КО) — отношение удельного веса товара данной отрасли в экспорте страны (ЭО) к удельному весу товаров (товаров-аналогов) в мировом экспорте (Эм): КО = ЭО / Эм.
  • 9. Чистый экспорт (Хп) — экспорт за минусом импорта, чаще всего за год. В России в 1990 г. чистый экспорт составлял -10,7 млрд долл. (71,2—81,9), а в 2016 г. — 103,4 млрд долл. (285,7—182,3). В США, наоборот, многие годы импорт на 700—800 млрд долл, выше экспорта. При прочих равных условиях рост чистого экспорта — положительное явление, но рост экспорта дешевеющего сырья при росте импорта дорожающих легко производимых в стране товаров подрывает внутреннюю экономику и усложняет внешние связи в целом.

При анализе внешней торговли в стране или в мире следует помнить:

  • а) во-первых, в мировом товарообороте учитывается лишь экспорт, ибо сумма экспорта товаров одной страны автоматически становится суммой их импорта другой страны;
  • б) во-вторых, в рамках мировой экономики суммы экспорта и импорта чаще не совпадают из-за несовершенства мировой статистики, что, в свою очередь, определяется следующими причинами:
    • — в практике разных стран сложились разные даты начала и окончания финансового года (в России он совпадает с календарным, в США финансовый год длится с 1 октября по 30 сентября, в Англии и Японии — с 1 апреля по 31 марта, Швеции и Норвегии — с 1 июля по 30 июня);
    • — наличие и рост реэкспорта;
    • — неадекватность поведения на мировом рынке ГК и спекулянтов;
    • — разнообразие мировых цен и их уровней;
    • — использование разных базисных условий поставки и цен (ФАС, ФОБ, СИФ, КАФ и др.) товаров при их экспорте;
    • — включение во внутреннее потребление товаров и ресурсов, поставляемых на зарубежные военные базы, куда, например США ежегодно вывозят около 30 млн т только угля, и др.

Основными факторами, изменяющими чистый экспорт, являются:

  • — предпочтения потребителей относительно зарубежных и отечественных товаров. Рост спроса на российские товары за рубежом увеличивает их экспорт и, соответственно, чистый экспорт России, и наоборот;
  • — изменение курса национальной валюты. Его рост снижает показатель чистого экспорта, так как уменьшается экспорт товаров, и наоборот;
  • — уровень цен внутри страны и за рубежом. Падение цен в России делает доступнее россиянам импортные товары, что снижает чистый экспорт. Но при этом за рубежом может еще активнее увеличиться спрос на подешевевшие российские товары, что увеличит чистый экспорт России;
  • — трансакционные издержки экспорта и импорта (связь прямая);
  • — экономическая политика государств и международных организаций, позволяющая манипулировать чистым экспортом любой страны.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой