Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Перспективы развития ломбардного потребительского кредита в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Российская экономика в кризисный и посткризизный периоды характеризуется снижением уровня развития рынка розничных кредитных услуг банковских учреждений, малочисленностью, разрозненностью, финансовой несостоятельностью обществ взаимного кредита, кредитных кооперативов и товариществ. В сложившихся условиях особенно возрастает роль ломбардов как кредиторов населения, призванных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОМБАРДНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА
    • 1. 1. Специфические особенности и онтология ломбардного кредита
    • 1. 2. Теоретическое обоснование ломбарда как финансово-кредитной организации
    • 1. 3. Кредитное поведение населения в период кризиса и активизация ломбардной деятельности
  • 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЛОМБАРДНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
    • 2. 1. Зарубежный опыт ломбардного кредитования
    • 2. 2. Эволюция ломбардного кредита и ломбардных учреждений в России
    • 2. 3. Анализ функционирования ломбардов в период финансового кризиса: опыт российского рынка
  • 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ КРЕДИТОВ
    • 3. 1. Развитие залоговых элементов кредитного механизма ломбардов
    • 3. 2. Параметры и критерии эффективности ломбардной деятельности
    • 3. 3. Перспективы ломбарда в развитии кредитных отношений с населением

Перспективы развития ломбардного потребительского кредита в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская экономика в кризисный и посткризизный периоды характеризуется снижением уровня развития рынка розничных кредитных услуг банковских учреждений, малочисленностью, разрозненностью, финансовой несостоятельностью обществ взаимного кредита, кредитных кооперативов и товариществ. В сложившихся условиях особенно возрастает роль ломбардов как кредиторов населения, призванных поддерживать и повышать его платежеспособность, активизировать совокупный спрос в экономике и служить дополнительным импульсом экономического роста. Для интенсивного развития кредитных отношений с населением в стране должна быть поддержана ломбардная деятельность, создана широкая сеть ломбардов и их инфраструктура. В этом специфическом сегменте кредитных отношений заложен нереализованный потенциал взаимодействия с населением и создан развитый кредитным инструментарий, востребуемый современным рынком ссудного капитала.

Однако на сегодняшний день в России отсутствуют комплексные завершенные исследования центральных вопросов кредитования населения в рамках ломбардной системы. Не в полной мере изучены проблемы статуса ломбарда в кредитной системе, не осуществлена группировка принципов ломбардной деятельности, не раскрыто содержание ломбардного кредитного механизма и факторов, определяющих его действие. Существует настоятельная потребность дальнейшего совершенствования кредитного инструментария ломбарда для расширения его деятельности на пути эффективного функционирования потребительских кредитных отношений.

Степень разработанности проблемы. Одновременно с развитием рынка в стране активизировались научные исследования в области организации и эволюции кредитных отношений с населением в контексте определения их сущности и содержания, места и роли в экономике.

Особенности кредитования физических лиц выступали специальным предметом исследований российских и зарубежных ученых: B.C. Захарова, В .В. Иванова, Ю. Б. Ильиной, A.A. Казимагомедова, И. А. Кармашова, Ю. С. Крупнова, В. Лексиса, Е. Лустиной, Л. Миллера, Г. С. Пановой, Д. С. Пудикова, Ж. Ривуара, Э. Рида, П. Роуза, Дж. Ф. Синки-мл., В. М. Усоскина, В. А. Черненко, Е. Б. Ширинской, М. М. Ямпольского.

Ломбард как специфический элемент потребительского кредитного рынка непосредственно исследован в работах В. А. Андросова, А. Н. Гурьева, И. А. Кириллова, С. Б. Коваленко, В. М. Новикова, С. Ф. Памфилова, Я. С. Серебрякова, И. М. Шор. Однако эти труды главным образом относятся либо к ранним этапам развития ломбардных учреждений, либо к освещению зарубежного опыта.

В отечественной науке ломбард крайне редко становился самостоятельным предметом исследования. Современная кредитная теория запаздывает с обобщением практических материалов в этой области, поэтому российская ломбардная практика, недостаточно подготовленная к решению новых проблем, основывается на индивидуальном опыте. Особую специфику ломбардное кредитование приобретает в периоды кризисов и рецессий, когда банковский сектор теряет конкурентные преимущества на рынке потребительских кредитов.

Приведенные аргументы обусловливают необходимость дальнейшего исследования кредитных отношений с населением, обобщения теоретико-практических положений в области их организации и функционирования в ломбарде, решения целого ряда методологических и методических проблем.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит, п. 9.3 «Развитие инфраструктуры кредитных отношений, современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования» и 10.23 «Проблемы развития небанковских кредитных организаций» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы является теоретическое обоснование специфических особенностей ломбардного потребительского кредита, а также определение перспектив развития кредитного инструментария российского ломбарда в кризисный и посткризисный периоды.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач теоретического и прикладного характера:

— отразить специфику ломбардного потребительского кредита;

— обосновать статус ломбарда как кредитной организации небанковского сектора;

— выявить специфические особенности ломбардов и их роль в качестве социально-экономических стабилизаторов;

— исследовать эволюцию ломбардной деятельности в России и за рубежом;

— определить внешние и внутренние факторы развития ломбардного кредита в периоды финансовых кризисов;

— разработать систему финансовых решений по управлению параметрами ломбардной деятельности и обосновать критерии ее эффективности;

— комплексно представить направления развития отечественного ломбарда и определить его перспективы.

Предметом исследования определена совокупность кредитных отношений в ломбарде как участнике рынка потребительских кредитов.

Объектом исследования стали российские ломбарды в исторической ретроспективе, а также в кризисный и посткризисный периоды.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие сущность, содержание и роль кредита населению, систему кредиторов частных лиц и их отличительные характеристики, особенности организации и функционирования ломбарда.

Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись научные методы и приемы: научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, группировка, сравнение и др.

Информационную базу исследования составляют материалы ломбардов России, отечественная и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической печати, а также ломбардное законодательство РФ. В работе использованы материалы Банка России, Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, научно-практических конференций, симпозиумов, семинаровинформация, размещенная в сети Интернетстатистические данные организаций, входящих в Межрегиональную ассоциацию ломбардов РФ, а также результаты экспертных опросов их руководителей и маркетинговых исследований потребителей ломбардных услуг.

Рабочая гипотеза диссертации базируется на научной позиции автора, согласно которой российские ломбарды относятся к наиболее значимым финансово-кредитным организациям парабанковской системы. В периоды финансовой нестабильности роль ломбардов возрастает, поскольку ужесточение условий банковского потребительского кредитования изменяет кредитное поведение заемщиков, стимулируя их обращение к более лояльным и оперативным источникам кредитования. Перспективы развития ломбардного потребительского кредита в России связаны с совершенствованием законодательства о ломбардах, расширением источников внутреннего и внешнего финансирования, развитием залогового механизма, повышением эффективности кредитных операций за счет методического обоснования значений процентной ставки, размера кредита, интенсивности и скорости ломбардных сделок.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Кредитор населения, размещая ссужаемые средства, имеющие для него производительный характер, обеспечивает конверсию ссуженной стоимости для потребительского использования, которое реализуется в индивидуальном хозяйстве заемщика. Условия формирования и применения конверсионных инструментов формируются инфраструктурой потребительских кредитных отношений, включающей банковские и небанковские учреждения. В условиях неразвитости в России парабанковской инфраструктуры преобладающая роль в крсдл^^х^ населения принадлежит ломбардам, уделяющим особое внимание реализации принципа свободного доступа к потребительскому кредиту. Специализация ломбарда как агента рынка розничных кредитов определяется ярко выраженным залоговым характером деятельности, отражает суть кредитного инструментария, имеющего потребительское конверсионное предназначение, и обусловливает особенность способов стимулирования сбыта ломбардных услуг, главными из которых выступают гибкая процентная ставка по выдаваемым кредитам, оценка заклада, размер ссуды.

2. Российские ломбарды относятся к числу наиболее значимых финансово-кредитных организаций наравне со страховыми, инвестиционными компаниями и фондами, ссудно-сберегательными учреждениями, кредитными союзами, пенсионными и благотворительными фондами, факторинговыми организациями. Возрастающая роль ломбардов в периоды финансовой нестабильности требует разрешить противоречия между экономической сущностью ломбарда как кредитной организации (по предмету и характеру деятельности) и его правовым статусом специализированной коммерческой организации. Пи ^^?и^цииналииижстатусу ломбард должен быть определен как кредитная организация небанковского сектора (неформальная кредитная организация). Деятельность ломбардов является столь же общественно значимой и требует такого же контроля со стороны публичных властей, как деятельность банков.

3. Особенностью ломбардов, которая должна определять интерес к ним со стороны государства и общества, является выполнение ими роли социально-экономических «стабилизаторов» в условиях любых экономических формаций как наиболее лояльных и оперативных источников кредитования: банки и ломбарды действуют в противофазе — ужесточение условий банковского кредитования создает стимул развития ломбардного бизнесаломбарды способствуют становлению полноценной кредитной системы, ориентированной на комплексное обслуживание рыночных структур, и, расширяя спектр операций, стимулируют конкуренцию на рынке банковских услуг.

4. Внешними факторами роста объемов ломбардного потребительского кредитования в периоды финансовых кризисов являются снижение денежных доходов населения, уменьшение масштабов банковских розничных кредитов, ухудшение финансового состояния и банкротство части коммерческих банков, что в совокупности изменяет кредитное поведение заемщиков. Внутренними факторами (потенциалом) развития ломбардного бизнеса выступают: широкий спектр закладываемого имущества, высоколиквидная структура заклада, темпоральность предоставления кредита, предельно упрощенная по времени и документальному оформлению процедура получения денег, ориентация на различные целевые группы заемщиков, свобода клиента от обязательств перед кредитором, отсутствие необходимости формировать резервы на возможные потери по ссудам.

5. Критерием эффективности ломбардной деятельности является максимум дисконтированных дохода и прибыли, зависящих от доли невыкупленного залога и цены его продажи, значений процентной ставки, размера кредита, интенсивности и скорости осуществления ломбардных операций по кредитованию и реализации залога. Повышение эффективности кредитной деятельности ломбарда достигается путем увеличения до определенного максимума значения размера кредита за 1 условную единицу закладываемого имущества.

6. Значение ломбардной процентной ставки зависит от величины расходов, обусловленных объективными (условиями приобретения заемных средствразмером обязательных отчислений, относимых на себестоимость и непроизводных от фонда оплаты труда управленческого персоналавеличиной налоговых платежей, относимых на прибыль, и др.) и субъективными факторами (размером фонда оплаты труда управленческого персонала, суммой обязательных отчислений, производных от него, объемом эксплуатационных расходов и др.). Уменьшение процентной ставки целесообразно осуществлять за счет нормирования величины управленческих расходов. Кроме того, ее значение следует ранжировать в зависимости от размера выдаваемого кредита.

7. Для реализации потенциала ломбарда на рынке розничных кредитов необходимо: принятие нового закона о ломбардах, закрепляющего их правовой статус как небанковских кредитных организаций и расширяющего перечень закладываемого имуществасовершенствование залогового механизма ломбардного кредита в операциях с ценными бумагами, золотыми слиткамиразвитие сетей универсальных и специализированных ломбардов (автоломбардов, «золотых», «фондовых» ломбардов), оптимизирующих затраты и процентные ставкиширокое применение Интернет-технологий, существенно расширяющих клиентскую базу ломбардовпроведение широких кампаний по предоставлению целевых льготных кредитов населению.

Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном решении проблемы организации и функционирования российского ломбарда в системе современных кредитных отношений с населением. Благодаря такому подходу, получены следующие научные результаты, содержащие элементы новизны: определена специфика инструментария ломбардного потребительского кредита, обеспечивающего конверсию ссуженной стоимости для потребительского использования: гибкость процентной ставки, вариация размеров кредита и оценка заклада;

— обоснован институциональный статус ломбарда как кредитной организации небанковского сектора, исходя из его общественной значимости, предмета и характера деятельности и необходимости контроля со стороны государственных органов власти;

— доказана возрастающая роль ломбарда в качестве социально-экономического стабилизатора, способствующего развитию конкуренции на рынке розничных кредитов и действующего в противофазе банковского кредита;

— выявлены внешние и внутренние факторы, стимулирующие развитие ломбардного бизнеса в периоды финансовых кризисов, позволившие комплексно представить кредитный потенциал ломбардов по характеру заклада, темпоральности сделок и лояльности к клиентам;

— определен критерий эффективности ломбардной деятельностимаксимум дисконтированных дохода и прибыли ломбарда как отражающих наибольшее число контролируемых и неконтролируемых параметров кредитного механизма ломбарда;

— уточнена и адаптирована к современным условиям деятельности ломбардов методика установления границ процентной ставки, лежащая в основе расчета цены ломбардного кредита и позволяющая корректировать условия кредитных сделок при изменении ставки рефинансирования, налогообложения прибыли, уровня переменных затрат ломбарда, размера дивидендных выплат;

— разработаны и комплексно представлены институциональные, организационные, технологические, информационные направления развития ломбардного потребительского кредитования, способствующие повышению спроса на услуги ломбарда.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии теории ломбардного потребительского кредита, обосновании его особой роли в период финансовых кризисов и характеристике ломбарда как специального учреждения кредитной инфраструктуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке предложений по повышению эффективности ломбардной деятельности, в частности по управлению основными параметрами: процентной ставкой, размером кредита, ценой заклада и др. Практические рекомендации, разработанные в диссертации, применяются в деятельности ломбардов г. Волгограда.

Предложенный методический инструментарий может быть использован при разработке нормативной основы ломбардного кредитования в стране.

Отдельные результаты исследования могут применяться в процессе преподавания дисциплин «Деньги, кредит, банки», «Финансы, денежное обращение и кредит».

Апробация и реализация результатов исследования. Результаты научных исследований по теме диссертации были обсуждены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания (Новосибирск, 2011 г.), научно-практических конференциях «Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ» (Саратов, 2010 г.), «Актуальные вопросы социально-экономического развития в условиях модернизации» (Саратов, 2011 г.). Материалы диссертации применяются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 3,1 п.л. (в т.ч. авт. 2,7 п.л.), в том числе 3 статьи — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 221 источник, приложения. Работа проиллюстрирована материалом 11 таблиц и 9 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В условиях неразвитости в России парабанковской инфраструктуры преобладающая роль в кредитовании населения небанковским сектором принадлежит ломбардам, уделяющим особое внимание реализации принципа свободного доступа к потребительскому кредиту. Специализация ломбарда как агента рынка розничных кредитов определяется ярко выраженным залоговым характером деятельности, отражает суть кредитного инструментария, имеющего потребительское конверсионное предназначение, и обусловливает особенность способов стимулирования сбыта ломбардных услуг, главными из которых выступают гибкая процентная ставка по выдаваемым кредитам, оценка заклада, размер ссуды.

2.Видовое различие кредитов «под залог» проявляется по нескольким признакам, которые субординируются, в соответствии с теорией кредита, следующим образом: объекты, субъекты, обеспечение.

В соответствии с фундаментальным элементом системы кредитования — обеспечением кредита, кредиты под залог являются полностью обеспеченными. Более того, кредитная организация — залогодержатель обычно выдает ссуду лишь на часть (50−90 процентов) стоимости предмета залога. Видовое разнообразие кредитов под залог обусловлено в этом случае правом собственности, владения, распоряжения и пользования заложенным имуществом, а также предметом залога. Законом или договором может быть предусмотрено, что заложенное имущество либо остается у залогодателя, либо передается во владение залогодержателя. Во втором случае залог приобретает форму заклада, принципиального, наиболее специфического признака выделения ломбардного кредита из группы кредитов под залог и, вместе с этим, выполняет функцию повышенных гарантий обеспечения кредита. Предметами залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное не изъятое из оборота имущество, имущественные права, не связанные с личностью кредитора.

В свою очередь кредит, выдаваемый ломбардами, получивший от этих учреждений свои видовые признаки и наименование, в процессе исторического развития расширил сферу своего применения и вышел за рамки самого ломбарда.

В современном представлении ломбардный кредит и кредит, выдаваемый ломбардами, имеют соотношение как «общее и особенное». В качестве общего остается ярко выраженный залоговый характер кредита, а в качестве особенного — форма и предмет залога, а также специфика кредитного инструментария.

3. В ходе исследования выявлено, что ломбарды по своей экономической сущности относятся к числу кредитных организаций, однако не считаются ими согласно российскому законодательству. В связи с этим в диссертации определен критерий, позволяющий отделить кредитные организации от некредитных, а также установлены причины, по которым организации не признаются по закону кредитными. Так, кредитными следует считать все организации, которые в качестве основной предпринимательской деятельности профессионально занимаются предоставлением кредитов (займов). Предметом их деятельности являются различные финансовые активы (деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы). Следовательно, ломбарды по своей специфике обоснованно могут относиться к группе кредитных организаций.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029−2001 ломбарды поименованы в разделе I «Финансовая деятельность» под кодом 65.22.6 — финансовое посредничество: предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества. В этом же разделе указана и банковская деятельность. Следовательно, с одной стороны, ошибочность классификационной принадлежности ломбардов законодателем исправлена, с другой стороны, подготовлен фундамент для внесения серьезных изменений в ломбардное законодательство. Главным образом, речь идет о необходимости принятия нового специального Закона, регулирующего и регламентирующего основные положения ломбардов и ломбардной деятельности в целом.

4. Развитие рынка потребительского кредита породило острую конкуренцию между кредиторами, предлагающими населению широкий спектр кредитных продуктов: нанокредитов, миникредитов, микрокредитов. На постсоветском пространстве активизироваась деятельность микрофинансовых институтов.

В настоящее время небанковские институты функционируют наравне с основным звеном кредитной системы — банковским и выполняют те операции, которые по различным причинам либо невыгодны коммерческим банкам, либо не осваиваются ими. Более того, развитие небанковских организаций, в том числе ломбардов, в настоящее время протекает в условиях все более усиливающейся конкуренции с учреждениями банковского типа. Основными конкурентными преимуществами ломбардов выступают скорость и безотказность выдачи наличных денег под заклад имущества. Поскольку по институциональному статусу ломбарды должен быть определены как кредитные организации небанковского сектора (неформальные кредитные организации), их деятельность является столь же общественно значимой и требует такого же контроля со стороны публичных властей, как деятельность банков.

5. В условиях кризиса и посткризисный период коммерческие банки сокращают свои программы по кредитованию населения, мелкого и среднего бизнеса. Лишившись доступа к быстрым банковским кредитам, физические лица вынуждены прибегать к услугам ломбардов, которые выполняют функцию своеобразных социально-экономических «стабилизаторов» в условиях любых экономических формаций, уменьшая тем самым социальную напряженность в обществе и способствуя повышению платежеспособного спроса на товары и услуги.

По данным аналитического агентства MA Step by Step, в 2008 году, в начале финансового кризиса, число клиентов ломбардов в разных регионах России возросло па 1 5−20 процсшс.

В кредитном поведении населения большую роль играют критерии выбора финансовой организации. Важнейшими из них являются размер процентных ставок, возможность изменения сроков кредитного договора (как пролонгация, так и досрочное погашение). Около двух третей участников социологических опросов обращают внимание на требования, предъявляемые к доходу, необходимость предоставления залога и срок оформления кредита. Немаловажную роль при выборе финансовой организации играет и ее надежность.

По критериям процентной ставки, залога и надежности ломбарды проигрывают банкам, а по критериям требований к доходу заемщика, оперативности и персонификации условий выдачи кредита имеют конкурентные преимущества.

6. В период кризиса, благодаря особенностям структуры залогового имущества, а также высоким ставкам по кредитам (до 25% в месяц) ломбарды избежали значительного роста рисков и увеличили объем кредитования в 2009 году на 18%. При этом на кредитную деятельность ломбардов не влияли ключевые факторы, тормозившие во время кризиса рост банковского кредитования, в частности, отсутствие необходимости формировать резервы на возможные потери по ссудам. Кроме того, подобной ситуации способствовала структура залогового имущества ломбардов, в которой более 90% средств приходится на высоколиквидные ювелирные изделия из золота.

На 1 декабря 2011 г. в России было зарегистрировано более 3500 ломбардов. Наибольшее их количество сконцентрировано в Москве и Московской области.

7. Непомерно высокие проценты не останавливают заемщиков ломбардного кредита. По мере развития экономики, роста потребительского рынка все больше людей стало прибегать к услугам ломбардных учреждений. Ломбарды ориентируются не на малообеспеченные слои населения, а на средний класс. Клиенты ломбардов — это люди от 20 до 40 лет (66%), в основном — женщины (60−80%), берущие кредит на текущие расходы (75%). Половина клиентов (50%) имеет постоянную работу, каждый третий заемщик имеет высшее или среднее специальное образование.

Мировой опыт свидетельствует о перспективности ломбардного потребительского кредитования и его широком распространении в экономически развитых странах наряду с банковским микрокредитованием.

8. В посткризисный период главным препятствием роста сегмента ломбардного кредита на потребительском рынке остается ставка процентов: в среднем 14−16% в месяц. Некоторые, преимущественно мелкие, ломбарды устанавливают более высокие цены на услуги, однако не они определяют ценовую политику на рынке ломбардных услуг. Главную роль на рынке потребительского ломбардного кредита играют сетевые ломбарды, их представленность в регионах России составляет от 35 до 50% общего числа действующих ломбардов. В последние годы, благодаря высокой конкуренции, а также стабилизирующей роли крупных сетей ломбардов, цены (тарифы) на их услуги имеют тенденцию к снижению.

9. В российских ломбардах значения процентных ставок и их диапазон свидетельствуют о более жестких условиях кредитования, чем в мировои практике. При этом процентные ставки являются менее гибкими. В этой связи в диссертации предложена методика расчета процентной ставки, адаптированная к современным условиям функционирования ломбардов. Ее суть заключается в том, что процентная ставка по кредитам должна покрывать расходы ломбарда, выплату дивидендов и компенсировать платежи в бюджет из прибыли, а также учитывать изменения экономической конъюнктуры — темпы инфляции, величину ставки рефинансирования. В связи с этим значения верхней и нижней границ процентной ставки подлежат периодической корректировке (ежеквартально).

Экономически обоснованный уровень процентной ставки, учитывающий реальные условия деятельности ломбарда целесообразно ранжировать в зависимости от размера выдаваемого кредита. С повышением суммы предоставляемых кредитных ресурсов ломбардную процентную ставку следует понижать до определенного минимума для того, чтобы сделать более привлекательной выдачу наиболее крупных кредитов, ускоряющих кредитный цикл в целом.

10. В ходе исследования выявлено, что критерием эффективности ломбардной деятельности является максимум дисконтированных доходов и прибыли. При этом, эффективность ломбардной деятельности зависит от многих параметров, определяющих специфику ломбардного кредита. Часть из них относится к управляемым, количественно измеримым, статистически подтверждаемым и прогнозируемым: процентная ставка по кредитам, относительный размер кредита и относительная цена продажи невыкупленного залога. К неконтролируемым причисляется доля невыкупленного залога.

Кроме перечисленных основных (базовых) параметров ломбардной деятельности, в диссертации приведены дополнительные (комплементарные), поскольку общая эффективность зависит не только от доходности отдельной операции, но и от интенсивности операций.

При неизменных стоимости ресурсов и месячных затратах максимизации прибыли способствует увеличение размера выдаваемого кредита за 1 гр. закладываемого имущества из драгоценного металла. Это не приводит к увеличению текущих расходов, за исключением расходов, связанных с уплатой налога на прибыль. Максимальный размер кредита не должен превышать цену 1 гр. изделия для розничной торговли с учетом износа и морального старения.

11. Одним из направлений совершенствования деятельности ломбарда как кредитора населения является расширение спектра залоговых операций.

Новой специализацией российских ломбардов могут стать фондовые операции. Фондовый ломбард — это кредитно-финансовое учреждение, которое выдает краткосрочные кредиты населению под залог ценных бумаг с правом для заемщика выкупить последние путем выполнения возложенных на него кредитных обязательств. Развитие фондовых ломбардов в современной инвестиционной ситуации в России могло бы существенно поднять ликвидность отечественного рынка ценных бумаг и существенно улучшить его инфраструктуру, а также вовлечь в финансовый оборот значительные активы, находящиеся на руках у мелкого инвестора. Фондовый ломбард в ближайшем экономическом будущем может стать одним из самых привлекательных российских инвестиционных институтов.

Кроме общеизвестного механизма предоставления ломбардных кредитов под движимое имущество, включая и ценные бумаги, в условиях современного российского финансового рынка можно эффективно использовать эмиссию самими ломбардами ценных бумаг, в обеспечении которых находится имущество, переданное в заклад, а также денежные средства, постоянным источником для пополнения которых являются проценты по выданным кредитам и суммы, вырученные от реализации невыкупленных залогов.

12. Перспективность развития кредитной деятельности ломбардных учреждений связана с расширением их клиентуры. Это возможно за счет проведения ломбардами широких кампаний по предоставлению населению целевых льготных кредитов, например, на оплату обучения, коммунальных и медицинских услуг, путем применения Ыегпе1:-технологий в обслуживании клиентов, преодолевающих стереотипы кредитного поведения.

Таким образом, совокупность предложенных в диссертации методических положений и практических рекомендаций направлена на развитие ломбардного потребительского кредитования в России за счет внесения изменений в законодательство о ломбардах, совершенствования залогового механизма ломбардного кредита, методического обеспечения расчета экономически обоснованной процентной ставки, адаптации зарубежного опыта по организации сетей универсальных и специализированных ломбардов, расширения целевой аудитории ломбардного кредита, применения современных информационных технологий предоставления услуг ломбардов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. 28.11.2011 г.). URL: httpr/Zw^v con^nlfnnf rn
  3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 (ред. 28.11.2011 г.). URL: http://www.consultant.ru.
  4. Закон РФ № 2872−1 от 29.05.1992. «О залоге» (ред. 21.11.2011 г.). URL: http://consultant.ru
  5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395−1 от 2 декабря 1990 г. (ред. 06.12.2011 г.). URL: http://consultant.ru
  6. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. (ред. 27.06.2011 г.). URL: http://consultant.ru
  7. Федеральный закон «О кредитной кооперации» N 190-ФЗ от 18.07.2009 г. (ред. 21.11.2011 г.). URL: http://consultant.ru
  8. Федеральный закон «О ломбардах» от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ (ред. 02.11.2007 г.). URL: http://consultant.ru
  9. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. (ред. 21.11.2011 г.). URL: http://consultant.ru
  10. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-Ф3 от 29.07.1998 г. (ред. 03.12.2011 г.). URL: http ://consultant.ru
  11. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. (ред. 19.10.2011) .). URL: http://consultant.ru
  12. Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 07.02.1992 г. (ред. 18.07.2011).). URL: http://consultant.ru
  13. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. (ред. 19.07.2011). URL: http://consultant.ru
  14. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998 (ред. 01.07.2011). URL: http://consultant.ru
  15. Письмо Госналогслужбы РФ №ЮУ-4−14/29н от 22.06.1995. «О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин» // Налоговый вестник. 1995. № 8.
  16. Письмо Минфина РФ № 16−00−30−33от 20.04.1995 г. «Об утверждении форм документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин» // Экономика и жизнь. 1995. № 41.
  17. Постановление Правительства РФ № 1014 от 27.12.2000 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности ломбардов» // Российская газета. 2001. 17 января (№ 10).
  18. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве / Л.И. Абалкин// Труды Вольного экономического общества России. Л. И. Абалкин. Избранные труды в 4 томах. Том 3. Работа в правительстве. Изд-во: Экономика, 2000. — С. 365−436.
  19. Ю.П. Кредит и его законы / Ю. П. Авдиянц // Деньги и кредит. 1982. — № 2. — С.4−8.
  20. Э.А. Ломбарды и перспективы их развития в России / Э. А. Алеев // Сервис в России и за рубежом 2007 № 4. с. 14−22.
  21. Д.А. Финансово-кредитная система СССР / Д. А. Аллахвердян. М.: Издательство «Наука», 1982.
  22. В. Ломбардная индустрия: социально-экономический аспект / В. Андросов. М.: Спецкнига, 2011. — 368 с.
  23. . Определение драгоценных камней: Пер. с англ. М.: Мир Камня, 1996. — 233 с.
  24. В. Склад нужных вещей / В. Андриянов // Эксперт-Урал № 32 (295) 03.09.2007. URL: http://www.expert-ural.com/l-245−3162/
  25. В. А. Ломбардная индустрия: социально-экономический аспект / В. А. Андросов. М.: Спецкнига, 2011. — С. 25.
  26. Н.Г., Денежное обращение, кредит и банки / Н. Г. Антонов, М. А. Пессель. -М.: Финстатинформ, 1995.-272 с.
  27. О.И. Развитие ломбардов в России. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / O.E. Балицкая / Университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 1995.
  28. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х т. / Ред. колл. А. Г. Грязнова, О. И. Лаврушин, Г. С. Панова и др. М.: ДеКа, 1995.
  29. Банковский аудит / H.H. Куницына, В. В. Хиамудинов. -М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2010. 216 с.
  30. Банковский надзор и аудит: Учебное пособие / Авт. кол.: И. Д. Мамонова, З. Г. Ширинская, Р. Г. Ольхова и др. М.: Инфра-М, 1995.
  31. Банковский портфель 1: Книга банкира. Книга клиента. Книга инвестора / Авт. кол. О. И. Антипова и др. Отв. ред. Ю. И. Коробов, Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин — М.: Соминтэк, 1994. — 746 с.
  32. Банковский портфель 2: Книга банковского менеджера. Книга банковского финансиста. Книга банковского юриста / Авт. кол. О. И. Антонов и др. Отв. ред. Ю. И. Коробов, Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин — М.: Соминтэк, 1994.-752 с.
  33. Банковское дело: Справочное пособие / М. Ю. Бабичев, Ю. А. Бабичева, О. В. Трохова и др.- Под ред. Ю. А. Бабичевой. М.: Экономика, 1994.-398 с.
  34. Банковское дело: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. И. Колесникова, Л. В. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  35. Банковское дело. Современная система кредитования / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. М.: КноРус, 2011. — 264 с.
  36. И. Ломбард не посох нищего. 30.05.2007 URL: http ://www.usurer.ru/credits .php?event=view&id=74
  37. Ю.М. Сберегательное дело. Уч. для учетно-кредитных техникумов. -М.: Финансы и статистика, 1985.
  38. А. Ломбардиры / А. Белых // Журнал «Бизнес-журнал» № 24 от 18.12.2007 г. URL: http. V/www.business-magazine.ru/trends/government/pub294056
  39. Д., МиниардП., Энджел Дж. Поведение потребителей: Пер с англ. / Под ред. Л. А. Волковой. 10-е изд. СПб.: Питер, 2007., 944 с.
  40. С.М. Процент за кредит / С. М. Богомолов. М.: Финансы и статистика, 1990. — 110 с.
  41. БодрийярЖ. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М.: Рудомино, 2001. 224 с.
  42. Большая Советская Энциклопедия. М., 1974. — Т. 15. — С.5
  43. Золото в экономике современного капитализма / С. М. Борисов. -2-е изд., перераб. и доп. Москва: Финансы и статистика, 1984. — 478 с.
  44. C.B. Кредит (Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России). Санкт-Петербург, 1904. С.311
  45. Н. Теория кредита / Н. Бунге. Киев, 1852.
  46. Г. Бывают здесь и принц, и нищий / Г. Васильева // Волгоградская правда. 2000. № 4. — С.4.
  47. Введение в банковское дело: Учебное пособие / Пер. с нем. (Коллектив авторов под рук. проф., д-ра Гюнтера Асхауера. М.: ИПФ «Мир и культура», 1997. — 638 с.
  48. Ю. Подозрительный рост демонстрируют банки в потребительском кредитовании и открытии частных депозитов / Ю. Волошин // Финансовая Россия. 2001. — № 46. — С.6.
  49. B.C. Кредит в условиях современного капитализма / B.C. Волынский. М.: Финансы и статистика, 1991. — 175 с.
  50. Е. Процент на процент / Е. Выхухолева// Известия (Москва). 2002. — (23 апреля). — С.4.
  51. Р.Б. Развитие отношений банков и малого бизнеса/ Р. Б. Гаврилов // Бизнес и банки. 2003. — № 7. — С.2−5.
  52. Г. М. Банковское и кредитное дело / Г. М. Гамидов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. — 307 с.
  53. Л. Жизнь в кредит / Л. Голикова // Коммерсантъ. -2001.- № 151 (23 августа). С. 5.
  54. А. Кто сдал ломбард / А. Головин // Финанс. Деловой журнал, 2008−08−28. URL: http://fmansmag.ru/93 695/
  55. В.А. Залоговое кредитование: авторизованные схемы / В. А. Горемыкин // Законодательс ijiu И Экономика. ~ i уу I.
  56. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий. Отв. ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М., 1996.
  57. , А. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004 1168 с.
  58. А.Н. История России: Кредитная система /А.Н. Гурьев / Репринтное воспроизведение / А. Н. Гурьев, С. Ф. Памфилов. Нижний Новгород, 1924. — М.: ЮНИКСД995. — 336 с.
  59. Денежное обращение и кредит капиталистических стран: Учебник / Под ред. проф. JI.H. Красавиной.-2-e изд., перераб. и доп. М. Финансы и статистика, 1983. — 344 с.
  60. Денежное обращение и кредит СССР: Учебник / Под ред. проф. А .Я. Ротлейдера М. Финансы, 1979.
  61. Денежное обращение и кредит СССР: Учебник / Под ред. проф. B.C. Геращенко. М. Финансы, 1976.
  62. Деньги и кредит в рыночной экономике: Уч. пос. / Авт. кол.: Г. Н. Белоглазова и др. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
  63. Деньги и кредит в социалистическом обществе: Учеб пособие / Под ред. проф. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1984.
  64. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1999.
  65. Договор о залоге. Некоторые аспекты // Директор информационно-аналитический деловой журнал. 1996. № 3−6. С.100−112.
  66. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. В. Лукашевича.-Л., 1991.
  67. Н.Д. Залоговая оценка драгоценных камней и ювелирных изделий // Вопросы оценки. 1996. (апрель-сентябрь). С.37−43.
  68. В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  69. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право) М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 314.
  70. A.C. Кредит и ссуда: терминологический анализ, классификация, определение, формы // Деньги и кредит. 1999. № 4. С.32−34.
  71. B.C. Кредит в системе управления экономикой. М.: Финансы, 1979.
  72. B.C. Потребительский кредит в СССР. М.: Финансы и статистика, 1986.
  73. JI.A. Ломбардный бизнес: вчера, сегодня, завтра. / Л. А. Зубченко // Финансовая аналитика, 18.05.2010. URL: http://fmanal.ru/018/lombardnyi-biznes-vchera-segodnya-zavtra
  74. Д. Залог движимого имущества // Банковский аудит. 1997. № 2. С. 19−25.
  75. Информационная справка о деятельности ломбардов к круглому столу в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://www.ligalomb.ru/
  76. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.
  77. A.A. Банковское дело с частными лицами: Учебное пособие СПб: СПбУЭФ, 1998. — 332 с.
  78. A.A. Банковские операции с частными лицами (зарубежный опыт).- Спб.: Лики России, 1997.
  79. A.A. Кредиты и условия кредитования частных лиц за рубежом: Учеб. пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  80. A.A. Услуги коммерческих банков населению. Учеб. пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1994.
  81. А. Кредит без риска // Известия. 2002. 29 мая. С. 6.
  82. И.В. Из истории развития казенных ломбардов // Банковские услуги. 1998. № 11−12. С.49−57.
  83. И.И. Кредит, банки и денежное обращение. П., 1876.
  84. З.С. Учение о деньгах и кредите. Часть 2. Кредит и кредитные учреждения. Москва: «Экономическая жизнь», 1928.
  85. С. Залог на выгодных условиях // Московский комсомолец в Волгограде. 2002 г. (16−23 мая). С. 6.
  86. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (1936): Пер. с англ. М., 1978.
  87. , A.A. Комментарий к федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» Консультант Плюс.
  88. С.Т. О свободном обращении драгоценных металлов // Очередные вопросы финансовой политики. Вып. 2. М., 1922.
  89. , С. Б. Проблемы функционирования небанковских финансово-кредитных институтов в условиях финансового кризиса / С. Б. Коваленко // Банковские услуги. 2009. — № 12 Спец. вып. — С. — 17.
  90. В. Где взять деньги начинающему предпринимателю. URL: http://www.eurasia.vl.ru/html
  91. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой, второй (постатейный) Под редакцией О. Н. Садикова М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-МД998 — XXII.
  92. В. Структура ссудного рынка и ее посткризисная динамика// Финансовый бизнес. 2001 г. № 10. С.2−4.
  93. Л.Л. Франция. / В кн.: Российская банковская энциклопедия. Редколлегия: О. И. Лаврушин (гл. ред.) и др. М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация, 1995.
  94. Г. Г. Роль кредита в ускорении научно-технического прогресса. М.: Финансы и статистика, 1986.
  95. В. Инвестиции в ломбарды / В. Кочетков // Еженедельник «Директор-Инфо» № 34'2004. URL: http ://www.directorinfo.ru/Article.aspx?id= 13 926&iid=:623
  96. Кредит (Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России). // Бородаевский С. В. -Петербург, 1904.
  97. Кредитные организации в России. Правовой аспект / Ред. Е. А. Павлодский. Изд.: Волтерс-Клувср, 2006. 624 с.
  98. Кредитование / Пер. с англ. Киев: Торгово-издат. Бюро BHV.
  99. И.М. Некоторые вопросы развития теории кредита // Деньги и кредит. 1983. № 1. С.3−7.
  100. Ю.С. Банковский потребительский кредит в России // Бизнес и банки. 2002. № 42. С.2−5.
  101. Ю.С. Банковский потребительский кредит в России // Бизнес и банки. 2002. № 43. С. 1−4.
  102. А.Г. и др. Кредиты. Инвестиции / А. Г. Куликов, В. В. Голосов, Б. Е. Пеньков. М.: Приор, 1994.
  103. О., Миркин Я. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития. М., 1992.
  104. О.И. К вопросу о взаимосвязи денег и кредита // Бизнес и банки. 2002. № 4. С. 1−3.
  105. О.И. Кредит как стоимостная категория социалистического воспроизводства. М.: Финансы и статистика, 1989.
  106. О.И. Кредитование юридических лиц // Банковское дело: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001.-е. 243
  107. О.И. Роль финансов и кредита в повышении производительности труда. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  108. И.В. Ссудный фонд и кредит. М.: Финансы, 1971.
  109. В. Кредит и банки / Пер. с нем. М.: Перспектива, 1993.
  110. В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд. Т.38.
  111. Лицензирование // Современный ломбард. 1998- 1999 г.
  112. Ломбард вместо банка // Эксперт 2010. № 9. — с.4.
  113. Ю.Ю. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в ломбардах // Главбух. 1997.№ 1. С. 19−25.
  114. Е. Поведение потребителей. Шпаргалка.-Издательство: Окей-книга, 2009. URL: http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=l 266
  115. О. Жизнь взаймы не всем по средствам // Известия. 2002. 27 ноября. С. 4.
  116. A.B. Планомерное регулирование оборота денежных доходов населения / Отв. ред. В. М. Иванченко.- М.: Наука, 1990.
  117. Ф.С. К вопросу о развитии финансовой науки // Финансы СССР. 1982. № 6. С.7−12.
  118. Ф.С. Кредитная система СССР. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  119. . Финансовые системы Франции и других стран: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Финстатинформ, 1994.
  120. Н. Грегори. Макроэкономика. М.: МГУ. 1994.
  121. В.Д. Развитие кредитных учреждений в России. М.: Инжиниринго-консальтинговая компания «ДеКА», 1996.
  122. , P.JI. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — XXIV. — С. 102.
  123. И. Документальное оформление операций // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 3. С.З.
  124. H.A. Вопросы стандартизации оценки стоимости объектов залога // Банковское дело. 2000. № 3. С.36−41.
  125. Э.Е. Кредиты населению и их современное развитие. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Саратов: Издательский центр Саратовского государственного социально-экономического университета, 2001.
  126. Е. Российские банкиры не хотят мелочиться // Финансовая Россия. 2001. № 9. С. 5.
  127. В.М. Правовые акты о деятельности отечественной банковской системы (1860−1996гг.) // Информационно-аналитические материалы. 1997. № 7(20).
  128. Обзор законодательства // Современный ломбард. 1998. С.4−7.
  129. Обзор финансовой стабильности 2008. ЦБРФ Департамент исследований и информации. М., 2009.
  130. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  131. Организация торговли драгоценными металлами. М.: ИНФРА-М, 1996.
  132. Отличие кредитных потребительских кооперативов от прочих финансовых организаций // Деловой круг. 1997. № 3. С. 2.
  133. Е.А. Продажа с публичных торгов: возможность или обязанность? // Современный ломбард. 1999−1998. С.4−6.
  134. Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИСМ, 1997.
  135. Т.М. Как ведут учет и платят налоги в ломбарде // Главбух. 2000. № 18. С. 12−16.
  136. М.А. Заем, кредит, ссуда // Деньги и кредит. 1999. № 4. С.27−30.
  137. М.А. Финансово-кредитный механизм интенсификации общественного производства. -М.: Финансы, 1977.
  138. Л.В. Финансовое управление ресурсами кредитных микроструктур аграрного сектора: Монография / Л. В. Перекрестова, Л. В. Попова, Н. Г. Сурикова. Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА „Нива“, 2010.-216 с.
  139. Е. Ломбарды живут по своим правилам // Экономика и время. 2002. № 43 (280). С. 4.
  140. И. Н. Учет и налогообложение в ломбардах // Бухгалтерский учет. 2001. № 20. С. 10−14.
  141. А.И. Кредитная система: научные и „человеческие“ суждения // Бизнес и банки .2002. № 18. С. 1−3.
  142. О. Ломбард за $ 20−30 // Бизнес. 2001. № 15(430). С. 4.
  143. Психологический словарь „ПЛАНЕЯ“. URL http ://planey .ru/dic/p/p3 3 .htm
  144. Психология поведения человека / Сайт Я ни Я. URL: http://yaniya.ru/
  145. , Л. В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций / Л. В. Пулова // Банковское право. 2008. — N 1. — С. — 19
  146. Различные виды залоговых операций // Аудит и финансовый анализ. 1997. № 2. С.251−275.
  147. В. А. Новый облик основного звена // Экономическая газета. 1986. № 25. С.3−4.
  148. . Техника банковского дела / Пер. с фр. М.: Прогресс-Универс, 1993.
  149. О.Л. Денежное обращение и краткосрочный кредит. М.: Финансы, 1978.
  150. Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1996.
  151. Российская банковская энциклопедия / Под ред. О. И. Лаврушина М.: Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995
  152. В.И. Кредит как экономическая категория социализма. -М.: Мысль, 1978.
  153. В.И. Статистика денежных накоплений населения. М.: „Статистика“, 1980.
  154. О.П. Залог как способ обеспечения кредитных обязательств в банковской практике // Финансы и кредит. 1999. № 6. С.6−16.
  155. Н.И. О сущности кредита при социализме // Экономические науки. 1983. № 12. С.2−5.
  156. А.Ю. Финансово-банковский сектор российской экономики. -М.: Соминтек, 1995.
  157. Дж. Ф. мл. Управление финансами в коммерческих банках / Пер. с англ. M.: Catalaxy, 1994.
  158. B.C. Системный анализ доходов и потребления населения. Уч. пособие. М.: Институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова., 1980.
  159. И.А. Кредит под залог М.: Приор, 1995.
  160. М.Н. Кредит и его роль в народном хозяйстве, Харьков, 1918.
  161. Д.О. Основные типы и факторы кредитного поведения насленения в современной России // Вопросы Экономики № 2. 2004. с 109 128.
  162. Д.О. Социальные аспекты кредитного поведения населения // Социологический журнал, № 1 за 2007 годЬЦр ://www. socj ournal .ru/article/680
  163. С. Ломбарды бизнес современный // Ювелир. 1999. № 10. С. 36.
  164. Теория кредита. Под редакцией проф. Трахтенберга. Издательство „Пролетарий“, 1927.
  165. Д. История финансовых учреждений России. СПб, 1848.
  166. А. Учет и налогообложение залоговых операций // Экономика и жизнь. 1999. № 2. С.9−14.
  167. И.А. Современный кредит и его организация. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1928.
  168. Туган-Барановский. Основы политической экономии, изд. 1915 г.
  169. М. Лига ломбардов первый год работы // Ювелир. 1997. № 8. С.76−77.
  170. М., Томсон А. Ломбард вчера, сегодня, завтра // Ювелир. 1998. № 9. С.54−55.
  171. М., Томсон А. Ломбарды: решенные вопросы и новые проблемы // Ювелир. 2002. № 11. С.60−64.
  172. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  173. В.М., Лаврушин О. И. Кредит потребительский. В кн. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М.: „Советская энциклопедия“, 1975.
  174. Е. Тайны ломбарда // Спрос. 1997. № 7. С. 35.
  175. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  176. Финансово-кредитный словарь (т.2) М. — Финансы и статистика — 1986 г.
  177. Финансово-кредитный словарь / Гл. ред. В. Ф. Гарбузов. М.: Финансы и статистика, 1986.
  178. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Кол. авторов- Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М. Финансы и статистика, 2002.
  179. Финансы и кредит СССР / Под ред. проф. В. В. Лаврова.- М.: Финансы, 1977.
  180. Финансы и кредит СССР / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы и статистика, 1982.
  181. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова М.: „Проспект“, 1996 г.
  182. К. В ломбардах будут работать гигантские человекоподобные роботы/ К. Фрумкин // Журнал „Компания“ Выпуск № 35 (431). URL: http://ko.ru/articles/14 821
  183. П. Экономический образ мышления в банковской практике. М.: Новости, перевод с англ., 1994.
  184. Г. Ломбард: вещи ваши будут наши? // Финансовая Россия. 1999. № 36. С. 13.
  185. Дж. Вулфел. Энциклопедия банковского дела и финансов / Пер. с англ. Самара: Корпорация „Федоров“, 2000.
  186. В.А. Кредит и кредитный механизм в условиях перестройки. М.: Финансы и статистика, 1989.
  187. Л. В ломбардном бизнесе нет места авантюристам // http://www.et.dux.vl.ru/html
  188. H.H. Денежное обращение и кредит СССР. Учебник. -Ташкент: Укитувчи, 1985.
  189. В.В. Тайна традиционной статистики Запада. М.: Финансы и статистика. 1998.
  190. Ю.Е. Кредит и предприятие.- М.: Финансы, 1973.
  191. Ю.Е. Очерки советского кредита. М.: Госфиниздат, 1961.
  192. Ю.Е. Проблемы денежного обращения и кредита в социалистическом обществе. Ташкент: Фан, 1983.
  193. Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1983.
  194. , А. Ломбарды, или как сделать бизнес на тех, кто решил взять кредит у самих себя // Московский бухгалтер. 2009. — № 23−24. -С. 4.
  195. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Т. П. Журавлевой.-М.:ИФРА-М, 1997.
  196. Д. Поведение потребителей СПб: Питер Ком, 1999.
  197. А. Новое в законе о ломбардах // Хозяйство и право -2007.-№ 11-с 22−29.
  198. М.О. О некоторых трактовках кредита // Деньги и кредит. 1999. № 4. С.5−10.
  199. Яндекс словари. URL: www.slovar.yandex.ru
  200. Ando A., Modigliani F. The „Life Cycle“ Hypothesis of Saving Aggregate Implications and Test// American Economic Review. 1963/ March.
  201. Frederic S. Mishkin, The Economics of Money, Banking, and Financial Markets. Harper Collins Publishers. 1992.
  202. Friedman M. A Theory of the Consumption Function/ Рпсаыиа. ±yj /.
  203. Jay Diamond, Gerald Pintel, Principles of Marketing, Prentice-Hall.1986
  204. VT финансовый портал Казахстана. URL: http://www.valut-tranzit.kz/lombard
  205. Банковская программа „Автоломбард“ / URL: http://avtolombard.avtozalog.ru/
  206. А. Ломбарды / А. Каменский // SOSTAV.RU Реклама. Маркетинг. PR, 28.09.2006. URL: http://www.sostav.ru/articles/2006/09/28/ko2/
  207. Официальной сайт сети ломбардов „Кредитникъ“. URL: http ://kreditnick.ru/index.php
  208. Официальный сайт Ломбардной компании „Драгоценности Урала“. URL: http://www.aboutbanks.info/banks/dragotsennostiurala.html
  209. Официальный сайт „АбсолютБанк“. URL http ://www. absolutbank.ru/products/private/carloan/index. shtml
  210. Официальный сайт „АЛМАЗ-ХОЛДИНГ“. URL: http://www.almazholding.ru/news/arhiv/narh.php
  211. Официальный сайт „Ваш ломбард“. URL: http ://www. vashlombard.ru/
  212. Официальный сайт „Мосгорломбард“. URL http ://www.mosgorlombard.ru/
  213. Официальный сайт „Санкт-Петербургский городской ломбард“. URL: http://www.lombard.sp.ru/lombard.nsf/(reservedpages)/allnews?Open Document
  214. Официальный сайт Межрегиональной ассоциации ломбардов. URL: http://stolichniy.nichost.ru/
  215. Официальный сайт Райффайзенбанк». URL: http ://www.raiffeisen.ru/retail/carloans/
  216. Официальный сайт Сети ювелирных магазинов 585. URL: http://www.zoloto585.ru/
  217. Официальный сервер Межрегиональной ассоциации ломбардов. URL: http://www.united-lombard.sbr.rU/association/junial/2/index.html
Заполнить форму текущей работой