Конституционно-правовые основы современного федерализма
Известны также две основные формы образования федераций: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации. Принято считать, что большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава. В последние годы используется… Читать ещё >
Конституционно-правовые основы современного федерализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
o особенности конституционного строя и государственного устройства России;
уметь
o интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательств, инструкции и нормативы;
владеть
o навыками работы с нормативными правовыми актами.
Территориальная организация власти и формы государственного устройства
Устойчивость государственных институтов, всей политической жизни общества во многом зависит от формы государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами.
Государство объединяет разнородные (в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях) социальные общности, поэтому возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. Управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из центра достаточно трудно, что предполагает создание довольно сложной системы управления.
Территория — один из основных признаков государства и важнейший элемент познания сущности государства как формы политической организации общества. Она представляет собой фундамент построения системы органов государственной власти и местного самоуправления, на котором зиждется успешное решение проблем рациональной организации государства.
Под территориальной организацией следует понимать определенные правила обустройства как составных частей государственной территории, так и государства в целом; при этом территориальная организация государства обеспечивает установление соответствующих взаимосвязей между территориальными единицами, а также функционирование публичной власти на основе деления территории.
Когда мы говорим о территориальной структуре государства, то имеем в виду, прежде всего, форму территориальной организации власти. Территориальное устройство государства — это, с одной стороны, форма территориальной организации власти, а с другой — система взаимоотношений государства как целого с его составными частями (территориями). Характер этих взаимоотношений определяет две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную. Третья форма государственного устройства — конфедерация — это уже не территориальное объединение составных частей государства, а обычно объединение суверенных государств, которые обладают собственным территориально-государственным устройством.
Политико-территориальное устройство государства — способ политической и территориальной организации государства, система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти. Большинство государств мира имеет унитарное территориальное устройство. Унитарное — единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционируют единая система законодательства, единая правовая и денежная системы. Унитарное государство характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственно-территориальных образований. Это единое, неделимое, составляющее одно целое государственно-территориальное устройство. Вместе с тем различают два типа современного унитарного государства — централизованные и децентрализованные унитарные государства.
В централизованных унитарных государствах подчинение регионов центру осуществляется через должностных лиц, назначенных центральными органами власти.
К такому типу унитарного государства можно отнести Казахстан, Нидерланды, Узбекистан, Финляндию. В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центральных, поэтому их правовые отношения строятся на началах децентрализации. Такими унитарными государствами являются Великобритания, Испания, Италия, Новая Зеландия, Япония.
Нередко современные унитарные государства подразделяют на государства с симметричным и асимметричным территориальным устройством.
Государство с симметричным административно-территориальным устройством характеризуется тем, что его территориальные части имеют равный политико-правовой статус. Например, воеводства в Польше или области в Белоруссии равноправны. В государстве с асимметричным административно-территориальным устройством его территориальные части имеют различный политико-правовой статус. Такие характерные особенности присущи Италии, где Сицилия, Сардиния и некоторые другие территориальные единицы имеют особые формы и условия автономии, причем статус этих автономий определяется отдельными конституционными законами. Асимметричный статус имеют и многие регионы Испании (Каталония, Галисия). В последние годы Италия, Испания, Нидерланды и Франция, оставаясь формально унитарными, используют в государственно-территориальном устройстве отдельные элементы федерализма.
В современных унитарных государствах нередко существует несколько звеньев административно-территориальных единиц в зависимости от численности населения и территориальных размеров государства. Существует двухзвенное, трехзвенное и четырехзвенное административно-территориальное деление. Обычно самыми крупными территориальными единицами являются губернии, области, провинции; эти территориальные единицы делятся на округа, районы, уезды и т. п. Некоторые небольшие государства вообще не имеют административно-территориального деления.
Территориальную организацию федеративного государства можно рассматривать как систему, состоящую из следующих составных частей: политико-территориальной организации (в Российской Федерации — республики, края, области и т. д.), административно-территориальной организации субъектов федерации (города, районы, поселки и т. д.), экономико-территориальной организации (зонально-экономический регион, экономический район субъекта федерации, муниципальная единица) и ведомственной организации (управления, отделы и т. д.).
В условиях федерации на уровне как центра, так и территориальных частей присутствуют основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти, другие части государственного аппарата и т. д. Наличие данных элементов гарантировано нормами конституционного права, и они не могут быть произвольно ликвидированы центральной властью.
Федерация — комплекс территорий, имеющих специфические признаки, характеризующие само государство. Но эти территории не являются государствами, они государствоподобные, так как представляют собой территориальные единицы государства (их обычно называют государственно-территориальными образованиями) и не имеют суверенитета, т. е. независимой от внешних факторов и неограниченной верховной власти, поскольку суверенитет — атрибут государства, не присущий территориальным единицам.
Федеративное государственное устройство характеризуется объединением двух или нескольких территориальных единиц — субъектов федерации (штатов, земель, провинций, кантонов, республик, областей) в одно государство. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и законодательство.
В федеративных государствах действуют высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т. е. существуют два уровня государственной власти — федеральный и региональный.
Полномочия органов власти обоих уровней имеют конституционное или иное законодательное разграничение. Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы.
Выделяется три наиболее известные формы федерации: договорная, централистская и кооперативная. Конкретные формы федерации постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной властью и субъектами федерации.
Договорная форма рассматривает федерацию как объединение государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным центральным органам власти. Централистская форма федерации предполагает, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений федеральных органов. Кооперативная форма федерации основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации.
Известны также две основные формы образования федераций: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации. Принято считать, что большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава. В последние годы используется качественно новое понятие «европейский федерализм» — особая форма политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция основывается на слиянии государственных структур в более широкую межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им части суверенных прав национальных политических органов. В мире сложились два основных принципа построения федерации — национально-территориальный и территориальный.
Конфедерация объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и пр.). Конфедерацию нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Основные признаки конфедерации:
- 1) отсутствие единой территории;
- 2) неограниченное право выхода из союза;
- 3) зависимость центрального правительства от правительств независимых государств, поскольку оно содержится на их средства;
- 4) финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;
- 5) вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;
- 6) общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;
- 7) юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.
Конфедерации обычно недолговечны — они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором для современных интеграционных процессов (в развитии Европейского союза, стран СНГ и т. д.).